Функциональная и организационная структура ОВД

Эти функции выполняются Министерством, как штабом от­расли, на стратегическом уровне, обеспечивающем организацию функционирования и совершенствования деятельности системы.

Кроме этого, значительное место в перечне функций Мини­стерства занимают функции, связанные с обеспечением деятель­ности системы органов внутренних дел.

Это:

- организация и осуществление работ по созданию органов внутренних дел и учреждений системы;

- разработка нормативов штатной численности и расходов на содержание подразделений органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- руководство образовательными и научно — исследователь­скими учреждениями системы;

- организация материально-технического, военного и фи­нансового обеспечения деятельности системы и т.д.

Незначительный объем в общем перечне функций Министер­ства отводится функциям, связанным с непосредственным осуще­ствлением оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической деятельности, производства следствия, а также розыска лиц и идентификации неопознанных трупов. Выполняются эти функции подразделениями криминальной милиции и следствия по наибо­лее значительным преступлениям, носящим зачастую межрегио­нальный или международный характер. К этой же группе могут быть, отнесены функции, связанные с осуществлением мер по борьбе с организованной преступностью, борьбе с терроризмом, контрабандой, участием в обеспечении правового режима чрезвы­чайного или военного положения и пр. Специфической функци­ей этого класса является «формирование, ведение и использова­ние федеральных учетов и банков данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статической и иной информа­ции».

Кроме этого, в разделе III Положения о Министерстве внутренних дел Рос­сийской Федерации, определяющем права и полномочия руководства Министерства, четко за­креплены права Министра, как основного субъекта управления в системе как в сфере внутриорганизационного, так и внешнего управления.

Министерства внутренних дел, управления (главные управле­ния) внутренних дел субъектов Российской Федерации, (МВД, УВД), входя в систему органов внутренних дел России, являются органами исполнительной власти соответствующих регионов и поэтому этот оперативный уровень управления системой характе­ризуется осуществлением повседневного управляющего воздейст­вия на подчиненные органы и службы региона по всем основным направлениям деятельности системы. Осуществляется это управ­ление с учетом географических, политических, социально-эко­номических, демографических и криминологических особенно­стей обслуживаемых регионов.

Так как основной целью функционирования данного уровня управления является осуществление в пределах своих полномочий и на определенной территории целей и задач, поставленных перед системой органов внутренних дел, то задачи и функции этого уровня более конкретны.

Так, основными задачами данного уровня яв­ляются:

- обеспечение личной безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан;

осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресе­чению, раскрытию преступлений и административных правонарушений, расследованию уголовных дел, отнесенных к компетен­ции органов внутренних дел;

- организация охраны государственной, муниципальной, ча­стной и иных форм собственности;

- обеспечение охраны общественного порядка, обществен­ной, дорожной безопасности;

- оказание помощи в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, гражданам, должност­ным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и ин­тересов;

- обеспечение исполнения административных взысканий, от­несенных к компетенции органов внутренних дел;

- руководство подведомственными органами внутренних дел по выполнению возложенных на них задач, организация и совершенствование их деятельности;

- принятие мер по обеспечению законности в деятельности подведомственных органов внутренних дел;

- организация работы по отбору, обучению, расстановке и воспитанию кадров органов, подразделений и учреждений внутренних дел, укрепление их материально-технической базы.

Основными функциями данного уровня управления является организация и обеспечение деятельности органов внутренних дел региона по выявлению, предупреждению, пресечению и раскры­тию преступлений и административных правонарушений, устра­нению условий и обстоятельств, способствующих их совершению, охране общественного порядка, работе противопожарной службы, обеспечению безопасности дорожного движения, охране собст­венности и пр. Кроме этого МВД-УВД разрабатывают и реализу­ют в масштабах своего региона комплексные программы по укре­плению правопорядка и борьбе с преступностью, а также совер­шенствованию деятельности ОВД.

В числе обеспечивающих функций аппараты МВД-УВД про­водят в масштабах региона работу по подбору, расстановке, вос­питанию и первоначальной профессиональной подготовке со­трудников, осуществлению финансирования и материально-технического обеспечения деятельности подведомственных орга­нов и подразделений.

Кроме этого, в незначительном объеме аппарат МВД-УВД осуществляет также функции, связанные с непосредственным вы­явлением, раскрытием и расследованием преступлений, носящих организованный и межрайонный (межрегиональный) характер, а также силами своих сотрудников оказывает помощь подведомст­венным органам внутренних дел (ГРОВД) в выявлении и раскры­тии преступлений, расследовании уголовных дел.

Таким образом, этот уровень управления является как бы промежуточным между первым (стратегическим) уровнем системы и третьим (тактическим) уровнем. Однако преобладающими на данном уровне все же являются функции, связанные с осуществ­лением так называемого внугриорганизационного управления. Кроме этого, руководитель МВД-УВД является старшим опера­тивным начальником для всех расположенных на территории ре­гиона органов, подразделений, учреждений, предприятий и орга­низаций внутренних дел, входящих в систему ОВД Российской Федерации и воинских подразделений внутренних войск МВД России. Однако, в отличие от Министра внутренних дел РФ, ру­ководителям данного уровня не предоставлено права издания нормативно-правовых актов так называемого «надведомственного характера».

Цели, задачи и функции горрайорганов внутренних дел явля­ются производными от целей, задач и функций, поставленных перед системой Министерства внутренних дел.

В связи с тем, что горрайорганы внутренних дел являются ос­новным звеном системы, непосредственно решающими задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности, в их задачах и функциях пре­обладающее место занимают задачи и функции, направленные в сферу внешнего управления.

В настоящее время, в целях наиболее эффективного выполне­ния ими вышеуказанных основных задач и функций системы, им значительно расширены права в сфере внугриорганизационного управления (внесение изменений в штаты, создание временных подразделений, образование пунктов милиции, определение на­правлений расходов, прием и увольнение рядового и младшего начальствующего состава и пр.).

Кроме этого, для повышения уровня внугриорганизационного управления во всех горрайлинорганах созданы штабные подразде­ления, на которые возложены задачи организационного обеспече­ния управленческих решений начальников, информационно-аналитическая и учетно-регистрационная работа, планирование, контроль, организация работы дежурных частей и др.

Однако основные задачи горрайорганов этого тактиче­ского уровня системы связаны с непосредст­венным осуществлением основных функций системы.

Это:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и админист­ративных правонарушений;

- раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного нака­зания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

- исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;

- оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям в осуще­ствлении их законных прав и интересов.

Основная масса функций горрайлинорганов отражает непо­средственное содержание их деятельности по выполнению выше­указанных основных задач системы.

Это такие функции, как прием и регистрация заявлений и со­общений о преступлениях, обеспечение правопорядка на обслу­живаемой территории, предотвращение и пресечение правонару­шений, осуществление оперативно-розыскной деятельности в це­лях предупреждения и раскрытия преступлений, осуществление дознания и предварительного следствия, производство по делам об административных правонарушениях, охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу, обеспе­чение безопасности дорожного движения, обеспечение паспортно-визового обслуживания населения, выдача лицензий, различных разрешений и пр.

Подытоживая детальное рассмотрение целей, задач и функций системы органов внутренних дел следует еще раз отметить, что на стратегическом уровне системы управления (МВД России) - во исполнение решений вышестоящих системных образований раз­рабатываются и принимаются главным образом решения, направ­ленные на организацию функционирования всей системы органов внутренних дел в целом.

На оперативном же уровне (МВД, УВД, субъектов Российской Федерации) решаются главным образом задачи, связанные с не­посредственным управлением подчиненными органами внутрен­них дел в масштабах региона (наряду с выполнением некоторого количества задач, связанных с осуществлением основных функций системы).

Тактический же уровень (ГРОВД) предполагает глав­ным образом непосредственное осуществление основных функций, возложенных на систему органов внутренних дел в сфере внеш­него управления (защите прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений и пр.).

В заключение следует сказать, что постоянное развитие обще­ства предопределяет и постоянное видоизменение задач и функ­ций, стоящих перед системой органов внутренних дел.

Так, за последнее время в деятельности органов внутренних дел четко выделились функции по борьбе с организационной пре­ступностью, терроризмом и коррупцией, повы­силась значимость функций по борьбе с хищениями собственно­сти, правонарушениями, связанными с политическим экстремиз­мом и пр. Все эти видоизменения задач и функций повлекли со­ответственно и структурные изменения системы.

Кроме этого, некоторые видоизменения претерпевают функ­ции органов внутренних дел в зависимости от изменения факто­ров политического, социально-экономического и демографиче­ского характера.

Все социальные системы имеют свою структуру, которая представляет собой взаиморасположение и связь элементов, входящих в данное системное образование, внутреннее ее строение. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо.

Основными факторами, предопре­деляющими то или иное структурное построение системы управ­ления, являются:

- характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

- территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий фе­деративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмот­рена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизон­тальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет, таким образом, содержание системы управления, вто­рой же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организа­ционную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, рас­крывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений.

- отраслевыми подразделениями - выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следст­вия, вневедомственной охраны и т.д.;

- функциональными подразделениями - обеспечивающих каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функ­циональные службы кадрами, финансами, материально-тех­ническим и военным снабжением и др. Это подразделения кад­ров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

- штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа - обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплекс­ный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и коор­динацию усилий служб и подразделений в осуществлении обще­системных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу­жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го­товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра­вовое обеспечение деятельности ОВД и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае­мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры­вает ее организационную структуру построения и иерархию. Она включает в себя центральный аппарат МВД Российской Федера­ции; министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел (краев, областей, городов федерального значения), УВД на транспорте и режимных объек­тах; управления и отделы внутренних дел окружных, городских и районных территориальных образований, линейные органы внут­ренних дел на транспорте, и др.

В нее входят также и органы, имеющие обособленный характер и подчиняющиеся непосредст­венно МВД Российской Федерации (подразделения милиции на режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного значения, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, внутренние войска, учебные заведения и пр.) Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют­ся по различным уровням управления.

Рассматривая территори­альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об­щем виде выделяют следующие уровни управления:

- МВД Российской Федерации;

- ГУВД МВД России по федеральным округам;

- МВД, УВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации;

- городские и районные отделы (управления) внутренних дел (горрайорганы внутренних дел — ГРОВД);

- входящие в ГРОВД территориальные отделы милиции.

Конечно, такая схема является весьма общей и не отражает полностью все тонкости административно-территориального деления Россий­ской Федерации (особенно г. Москвы), в соответствии с которы­ми образуются территориальные органы внутренних дел. Так, при наличии в субъекте федерации УВД городов, которым подчиняют­ся составляющие их ГРОВД, система будет более многоуровневая.

В заключение следует отметить, что все выше рассмотренные уровни управления (МВД РФ; МВД, УВД (ГУВД) являются орга­нами исполнительной власти соответствующего субъекта управле­ния (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, либо местной администрации) и все, в своей совокупности со­ставляют систему органов внутренних дел Российской Федерации,

В связи с этим, в отношении всех уровней управления, кроме первого, можно говорить об их двойном подчинении (двойном ведении) — е одной стороны они подчиняются исполнительной власти соответствующего административно-территориального об­разования, с другой стороны, входя в систему органов внутренних дел, они подчиняются вышестоящему для них аппарату управле­ния (МВД РФ, МВД, ГУВД (УВД) субъекта федерации).

Это обеспечивает осуществление одновременно и отраслевого и ре­гионального управления системой органов внутренних дел. Аппа­рат МВД России, как отраслевая организационная структура и отраслевой аппарат федерального управления, руководит органами внутренних дел России, а региональные и местные органы испол­нительной власти осуществляют региональное управление МВД, ГУВД (УВД) и горрайорганами внутренних дел. Таким образом, такое двойное подчинение органов внутренних дел второго и третьего уровней управления, позволяет осуществлять отраслевое управление системой с учетом специфики обеспечения социаль­ного обслуживания того или иного конкретного региона.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле­ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос­новным уровням иерархии:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации (его центральный аппарат) является по сути дела штабом отрасли. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации на основе законов, подзаконных актов и решений высших органов законодательной и исполнительной власти разрабатывается политика всей системы органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственно­сти, обеспечению общественного порядка и общественной безо­пасности. Этим уровнем организуется и осуществляется руково­дство деятельностью всей системы по предупреждению и пресече­нию преступлений и административных правонарушений, выяв­лению, раскрытию и расследованию преступлений, а также осу­ществляется нормативно-правовое, кадровое, финансовое, мате­риально-техническое и военное обеспечение деятельности систе­мы органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь­ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано­вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль. Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре­доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако­нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, предприятиями, учреждениями и организациями не зависимо от форм собственности, общественными объединения­ми, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД респуб­лик, УВД (ГУВД) субъектов РФ — проводят в жизнь общегосудар­ственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел. Разраба­тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демо­графических и национальных особенностей обслуживаемой терри­тории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государствен­ными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и рас­следовании наиболее сложных преступлений, носящих организо­ванный и межрегиональный характер, проведении наиболее круп­ных и важных мероприятий по обеспечению охраны обществен­ного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

Однако основной задачей управленческой деятельности дан­ного уровня является предметное, прямое руководство городскими и районными органами внутренних дел, непосредственно осуще­ствляющими все основные функции системы в сфере внешнего управления. Таким образом, на данном уровне осуществляется конкретное управление деятельностью по обеспечению общест­венного порядка и борьбе с преступностью.

в) Горрайорганы внутренних дел, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внутриорганизационного управления.

Это:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и админист­ративных правонарушений;

- раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного нака­зания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

- исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга­нов внутренних дел;

- оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, пред­приятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще­ствлении их прав и законных интересов.

Деятельность горрайорганов внутренних дел основывается на общегосударственных решениях, решениях исполнительной вла­сти субъекта Федерации, местной администрации, а также на ре­шениях МВД России и соответствующих решениях вышестоящих аппаратов МВД, ГУВД (УВД). Роль и место горрайорганов в сис­теме органов внутренних дел определяется тремя основными фак­торами: по фактическому воплощению ими в реальность основ­ного объема функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; по общему количеству их аппаратов (около 3,5 тыс.); по численности людских ресурсов и техники, сосредото­ченных в них (свыше 70%).

В заключение следует сказать, что не будет преувеличением считать, что основой всей системы органов внутренних дел явля­ется та часть ее, которая представлена сочетанием второго и третьего уровней управления. Именно в этой части системы ре­ально осуществляются все ее основные функции и обеспечивается непосредственное конкретное управление деятельностью по обес­печению общественного порядка и борьбе с преступностью.

Рассмотрим теперь конкретно, какими же элементами струк­туры представлены отраслевые, функциональные и штабные под­разделения системы органов внутренних дел по основным уров­ням управления.

а) Элементами структуры центрального аппарата МВД России являются департаменты, Главное командование внутренних войск, управления и отделы, которые осуществляют все функции системы: основные, обеспечивающие и штабные (общего руководства).

Это департаменты: административный, государственной защиты имущества, кадрового обеспечения, обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах, обеспечение правопорядка на транспорте, охраны общественного порядка, по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, собственной безопасности, тыла, уголовного розыска; экономической безопасности, организационно-инспекторский, правовой, финансово-экономический и главное командование внутренних войск.

Все вышеперечисленные подразделения центрального аппара­та связаны с организацией выполнения системой ее основных функций, то есть являются отраслевыми подраз­делениями.

Функциональными подразделениями в структуре централь­ного аппарата МВД России являются: ДКО, ПД, ДТ, ФЭД, ДСБ, главный информационно-аналитический центр; экспертно-криминалистический центр.

Подразделениями общего руководства на данном уровне управления является само руководство аппарата министерства и Организационно-инспекторский Департамент, с подчиненными ему Центром проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД РФ и Центром оперативного управления МВД РФ.

Руководит Министерство внутренних дел подчиненной ему отраслью государственного управления через Министерства внут­ренних дел республик и УВД (ГУВД) субъектов Федерации.

Однако некоторые структурные подразделения МВД РФ не­посредственно управляют подчиненными органами, учреждения­ми и подразделениями, не входящими в территориальные образо­вания. Это Главное командование внутренних войск - осуществ­ляющее прямое управление соединениями, дивизиями и отдель­ными полками внутренних войск; департаменты обеспечения правопорядка на транспорте и на закрытых территориях и режимных объектах, на которые непо­средственно замыкаются УВДТ и УВД режимных объектов; Департамент тыла, ДКО, одним из подразделений кото­рого осуществляется руководство образовательными и научными учреждениями системы, а так же Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, непосредственно управляющий соответствующими территориальными управлениями.

б) Элементы структуры территориальных внутренних дел второго уровня управления в основном соответствуют элементам структуры первого уровня. Однако при этом учитываются особен­ности управления в данном регионе, а представлены они уже не главными управлениями, а управлениями, отделами и отделения­ми. Отличительной особенностью данного уровня управления яв­ляется то, что здесь четко определены подразделения, входящие в состав криминальной милиции (КМ) и милиции общественной безопасности (МОБ).

Так, в ГУВД г. Москвы в блок криминальной милиции входят управления: уголовного розыска; по экономическим преступлени­ям; оперативно-поисковое; информационно-аналитический отдел КМ, оперативно-розыскной отдел и филиал НЦБ Интерпола.

В блок милиции общественной безопасности входят управле­ния: обеспечения общественного порядка; по организации работы участковых инспекторов и предупреждении преступности несо­вершеннолетних; ГИБДД, по лицензионно-разрешительной рабо­те и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Кроме этого, сюда входят управления по предотвращению экологических преступлений, вневедомственной охраны и пр.

В блок, составляющий службу тыла, входят управления: мате­риально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономическое; медицинское и капитального строительства.

В кадровый блок входят управления: кадров; подготовки кад­ров; физической подготовки и спорта; отдел воспитательной работы.

В состав организационно-инспекторского аппарата ГУВД вхо­дят оперативное управление, осуществляющее контроль за рабо­той дежурных частей ОВД города, оперативное планирование и обеспечение деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях, а так­же функцию дежурной части в масштабах города; управление связи, спецтехники и автоматизации; инспекция, осуществляющая отраслевой и зональный контроль и слежение за оперативной об­становкой, а также отделы - информационно-аналитический -организационно-плановый; организационно-штатный, правового обеспечения, а также военно-мобилизационной работы и граж­данской обороны.

В оперативном подчинении организационно-инспекторского аппарата находится Зональный информационный центр.

Как отмечалось выше, ГУВД министерства и управления внутренних дел, являясь органами управления, руководят пору­ченной им отраслью государственного регулирования в основном через горрайорганы соответствующего административно-террито­риального образования. Непосредственное управление они осуще­ствляют отрядами милиции специального назначения, отрядами милиции особого назначения, милицейскими полками патрульно-постовой службы, ДПС, изоляторами временного содержания, учебными центрами и пр.

в) структурное построение горрайорганов внутренних дел — третьего уровня управления, четко подчинено выполнению систе­мой основного объема функций внешнего управления. В зависи­мости от объема выполняемых работ, количества обслуживаемого населения, численности личного состава и пр. — структурные подразделения ГРОВД представлены отделами, отделениями или группами. Здесь четко выделена криминальная милиция, в которую входят два подразделения — уголовный розыск и по борьбе с экономиче­скими преступлениями.

В милицию общественной безопасности входят следующие подразделения:

- по обеспечению общественного порядка;

- по организации работы участковых уполномоченных мили­ции;

- дознание;

- по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

- ГИБДД;

- по лицензионно-разрешительной работе и контролю за ча­стной детективной и охранной деятельностью;

- по исполнению административного законодательства.

Зачастую к этой службе относят и паспортно-визовую службу и др. Самостоятельными подразделениями в структуре ГРОВД яв­ляются организационно-инспекторские аппараты, экспертно - криминалистические отделы (отделения), кадры.

Служба тылового обеспечения представлена финансовой ча­стью, техническим отделением и группой обеспечения и обслужи­вания.

Отделы (отделения) вневедомственной охраны в структуру ГРОВД не входят - они являются структурным подразделением охраны МВД, УВД и находятся лишь в оперативном подчинении начальника органа.

В зависимости от условий оперативной обстановки и объема выполняемых работ в составе ГРОВД могут также создаваться строевые подразделения патрульно-постовой службы, ДПС, изо­ляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу, спецприемники для арестованных в административном порядке и пр.

Таким образом, мы в общих чертах рассмотрели основные па­раметры функциональной и организационной структуры системы территориальных органов внутренних дел Российской Федерации. Теперь перейдем к рассмотрению субординационных связей эле­ментов организационной структуры управления, которые в на­стоящее время существуют в органах внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: