Поведенческие характеристики (феномены) и их влияние на финансовые решения экономических субъектов

Российским хозяйствующим субъектам присуще наличие следующих наиболее существенных качеств:

◦ переоценка собственных аналитических способностей и недооценка способностей остальных участников рынка, чрезмерная самоуверенность в отношении собственной интуиции и опыта, способных обеспечить успех на рынке («эффект компетентности», «иллюзия контроля»);

◦ склонность объяснять собственные неудачи субъективным фактором «невезения», что приводит к участию в операциях с повышенным риском, повторению прежних ошибок и потере капитала («эффект компетентности», «эффект капкана»);

◦ стереотипы мышления, неверное использование аппарата теории вероятности, искаженное восприятие действительности, неспособность оценить влияние инфляции («эффект оформления», «эффект изоляции», «иллюзия контроля»);

◦ отношение к риску, описываемое теорией перспектив Д. Канемана и А. Тверски («эффект отражения», «эффект предрасположенности»);

замедленное или неполное восприятие информации, которая противоречит ранее сложившимся суждениям («эффект консерватизма»).

На основании вышеизложенного можно составить портрет российского «экономического человека» в обобщенном виде, характеризующий его поведение на рынке в противоположность представлению о рациональном поведении индивида.

Российский «экономический человек» уверен в собственных силах, желает добиться успеха на рынке, тем не менее недостаточно грамотен в финансово-экономической сфере (обычно не осознавая этого) и может быть непоследователен в своих действиях. Не всегда осознает мотивы своих поступков. В большинстве случаев стремится действовать самостоятельно, не поддаваясь воздействию остальных участников рынка и не доверяя прогнозам финансовых аналитиков, пытается разрабатывать собственные инвестиционные теории. Гарантией успеха при совершении финансовой операции российский «экономический человек» считает наличие хороших отношений с нужными партнерами и владение информацией, недоступной остальным участникам финансового рынка. Для получения такой информации готов тратить значительные суммы, не всегда соразмеряя их с ценностью приобретаемых сведений. С точки зрения отношения к риску и вопроса выбора в ситуации неопределенности действует нерационально.

Выявленная нерациональность поведения на рынке российских хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость учета поведенческих факторов, т. е. использования положений теории поведенческих финансов в процессе принятия финансовых решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: