Характеристика ключевых групп инструментов поведенческих финансов

Проводимые эмпирические наблюдения рынков и тестирование моделей, предлагаемых классической теорией финансов, показали, что используемые в российской практике теории и модели управления финансами в ряде случаев не позволяют строить корректные прогнозы на реальных рынках капитала. Одной из причин недостаточной прогностической силы моделей стало слабое внимание классической теории к поведенческому аспекту принятия решений на финансовых рынках. При этом степень нерациональности поведения игроков на рынке существенна и постоянно возрастает с расширением их доступа к торгам, распространением Интернета, увеличением масштабов и взаимосвязанности финансовых рынков. Следовательно, не учитывая поведенческие аспекты, существующие модели не дают возможности разрабатывать эффективные финансово-инвестиционные стратегии.

Поведенческие финансы (BF – BehavioralFinance) – это самое яркое направление в «иррациональных финансах». Поведенческие финансы – это течение, в рамках которого рассматривается синтез классических теорий и новых концепций анализа, моделирования и прогнозирования динамики рынка капитала, учитывающих непредсказуемые проявления иррациональности на фондовом рынке.

Обобщая результаты работ различных исследователей, полученные за многие годы изучения ими данной проблемы, можно заключить, что все субъективные факторы, определяющие нерациональное поведение участников рынка, можно разделить на две группы (одна из многочисленных классификаций):

- факторы неверной оценки имеющейся информации;

- эмоциональные (психологические) факторы.

Теория поведенческих финансов. Она объясняет, почему участники рыночных отношений систематически совершают ошибки, влияющие на цены и прибыль и приводящие к неэффективности рынка. Основными причинами неэффективности являются:

• излишняя/недостаточная реакция на информацию, задающую рыночные тенденции;

• чрезмерная самоуверенность и чрезмерный оптимизм;

• ограниченное внимание инвесторов;

• стадный инстинкт;

• шумовая торговля (большая часть операторов фондового рынка использует при торговле ценными бумагами не реальную информацию, а слухи, свои чувства и эмоции, т. е. шум).

Ключевым вопросом является асимметрия между решением накапливать и сохранять ресурсы, известным как парадокс «синица в руке», и боязнью потери, нежеланием расставаться с ценным имуществом. Ловушка невозвратных затрат проявляется в таком поведение инвестора, как нежелание продавать акции, при условии, что это номинально приведет к убытку.

Чтобы понять тенденции в поведении человека, количественные поведенческие финансы используют точные статистические методы исследования. Маркетинговые исследования не содержат данных о том, что усиливающиеся предубеждения оказывают влияние на принятие маркетинговых решений. Все исследования в этой области можно разделить на следующие направления:

1) Эмпирические исследования, демонстрирующие существенные отклонения от классических теорий

2) Создание моделей с использованием поведенческих концепций и неклассических предположений об ограничениях активов

3) Прогнозирование, основанное на этих методах

4) Тестирование моделей на экспериментальных рынках

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: