double arrow

Сбережения в узком и широком смысле

Определив сбережения как не потребление, мы на время допустили предположение о том, что использование дохода на потребление и сбережения может быть четко идентифицировано. Между тем, разграничение потребления и сбережений следует считать относительным. Статистика относит к потреблению не только траты на текущие нужды (питание, предметы первой необходимости, транспортные расходы и т.п. статьи), но и покупку одежды, предметов длительного пользования, а в России также автомобилей и даже недвижимости, считая сбережениями только прирост наличных денег (рублей и валюты), банковских вкладов, покупку ценных бумаг.

Однако с концептуальной точки зрения покупка товаров, потребление которых продолжается за пределами того периода, в который они были куплены, подходит под определение сбережений как использования средств для обеспечения будущих доходов или будущего потребления. Ведь, по сути, покупая стиральную машину сегодня, мы оплачиваем себе услуги по стирке на несколько лет вперед, и в каждый последующий год тратим эти активы. Если бы мы не покупали стиральную машину, а отложили сумму, равную ее стоимости в один из периодов, то в последующем каждый раз, неся белье в прачечную, мы бы тратили некоторую часть этих денег для оплаты услуг. И хотя по существу денежные сбережения и покупка стиральной машины выполняют одинаковые функции, действия домохозяйства в первом случае будут отнесены к сберегательному, а во втором к потребительскому поведению. Основанием для этого является то, что в отличие от денежных сбережений и их трат, которые легко поддаются калькуляции, оценка стоимости услуг, потребляемых в процессе пользования предметами длительного применения, затруднительна.

Вложения в потребительские активы двойственны еще и по другой причине. В условиях инфляции покупка потребительских товаров часто становится весьма распространенной практикой «бегства от денег», покупка в этом случае оказывается своего рода вложением в активы для спасения от инфляционного обесценения денег. В дефицитной экономике товары запасаются впрок, поскольку вероятность удовлетворить потребность в момент ее возникновения низка.

Однако приходится признать, что непотребительские свойства предметов не всегда актуальны для собственника, он часто не задумываются о возможности их продажи и нередко не знают их рыночной стоимости. Вдобавок, проблем с исчислением такого рода сбережений не мало. Поэтому целесообразно разделить традиционные сбережения в узком смысле, к которым относятся только денежные и финансовые активы, и сбережения в широком смысле, включающие также вложения в потребительские активы. Считать ли покупки предметов длительного пользования потребительской или сберегательной стратегией, на наш взгляд, зависит не от степени развитости методологии статистического учета, а от отношения населения к вложениям в материальные активы как к потребительским тратам или как к сберегательным действиям. Так, в России на протяжении десяти лет 1998-2008 гг. вложения не в финансовые, а материальные активы (недвижимость, золото и драгоценности), по мнению населения, являются наиболее привлекательными формами хранения сбережений как точки зрения их выгодности, так и надежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: