Основным физиологическим механизмом


 

 

^ 69. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

 

Концентрация внимания - это степень или ин-тенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, другими словами, глубина фокуса, в котором собрана психическая ак-тивность. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Про-

 


 

  продукта, но всегда улучшающего протекание всех вниманияявляется функционирование очага опти-
  видов деятельности. мального возбуждения, или доминанты. Благодаря оп-
  Внимание описывают через его свойства. К свой- тимальному возбуждению в определенной области
  ствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) кон- коры мозга создаются условия для наиболее точного
  центрация; 3) распределение; 4) переключение; и полного отражения того, что особенно значимо
  5) объем. в данный момент, и блокируется отражение всего того,
  Устойчивость- это временная характеристика что не имеет отношения к текущей деятельности.
-Р^ внимания, характеризующая длительность привле- Физиологическим механизмом внимания являет-
(0 чения (или удержания) внимания к одному и тому ся и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг
  же объекту. Противоположное свойство - отвлека- выделяет из окружающей среды каждый новый нео-
  емость внимания. Это непроизвольное перемеще- бычный раздражитель. Функционирование ориенти-
  ние внимания с одного объекта на другой. Оно воз- ровочного рефлекса сопровождается соответствую-
  никает при действии посторонних раздражителей на щей настройкой анализаторов, повышением их
  человека, занятого в этот момент какой-либо дея- чувствительности, а также общей активизацией де-
  тельностью. Таким образом, устойчивость внимания ятельности мозга. Исследованиями нейропсихоло-
  проявляется в способности в течение длительного гов было установлено, что сохранение направлен-
  времени сохранять состояние внимания на каком- ного, программированного действия и торможение
  либо объекте, предмете деятельности, не отвлека- всех реакций на побочные воздействия осуществ-
  ясь и не ослабляя внимания. ляются лобными долями коры головного мозга.
  Одним из свойств психики является ее избира- Лобные доли коры мозга связаны со всей произ-
  тельная направленность. Избирательная ориентация вольной сознательной деятельностью, с функциони-
  сознания повышает эффективность текущей дея- рованием речи. Это свидетельствует о сущности
  тельности благодаря торможению всех других кон- внимания как способе функционирования всего со-
  курирующих процессов. Централизация в сознании знания.
  того, что имеет наибольшую значимость для дея- Психические процессы могут иметь непроиз-
  тельности человека, - организация сознания, про- Vвольную (не зависящую от воли) направленность.'

 

тивоположное свойства - рассеянность внимания.

 

Так называется неспособность человека сосредото-

 

читься на чем-либо определенном в течение дли-

 

тельного времени. Встречаются,два вида рас-

 

сеянности: первичная и вторичная. Первичная

 

рассеянность состоит в том, что человек с трудом

 

устанавливает и удерживает произвольное (наме-

 

ренное) внимание на каком-либо объекте или дей-

 

ствии. Она базируется на основных свойствах пси-

 

хики: одной из причин первичной рассеянности

 

могут стать перегрузка мозга большим количеством

 

впечатлений, утомление, неудачная организация

 

психических процессов и т. п. Вторичная рассеян-

 

ность - это невнимание человека к окружающим

 

предметам и явлениям, вызванное крайней сосре-

 

доточенностью (концентрированностыо) его внима-

 

ния на каком-либо предмете. Такая рассеянность -

 

результат вовлеченности в работу, когда затрудне-

 

на способность к распределению или переключению

 

внимания.

 

Под распределением внимания понимают

 

субъективно переживаемую способность человека

 

удерживать в центре внимания определенное чис-

 

ло разнородных объектов одновременно. Именно

 

эта способность позволяет совершать сразу не-


 

сколько действий. Таким образом, распределение внимания состоит в способности рассредоточивать внимание на значительном пространстве, парал-лельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

 

Многие исследователи считают, что распределе-ние внимания по существу является обратной сто-роной его переключаемости. Переключение означа-ет сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом пе-реключаемость внимания означает способность бы-стро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

 

Следующее свойство внимания - это его объем. Объем внимания определяется количеством инфор-мации, одновременно способной сохраняться в сфе-ре повышенного внимания человека. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из-вне информацию на части, не превышающие воз-можности обрабатывающей системы. Таким же об - разом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать не-сколько независимых друг от друга объектов - это

 

и есть объем внимания. Экспериментально показа-но, что он составляет значение 7 + 2 единиц, соот-ветственно, у разных людей изменяется в пределах от 5 до 9. Важной определяющей особенностью объема внимания является то, что он слабо подда-ется изменению при обучении и тренировке. Эта трудность снимается благодаря тому, что можно научиться укрупнять единицы внимания: вместо слов удерживать предложения, вместо линий - фи-гуры и т. п.


 

В этих случаях они организованы в форме непроиз-вольного (непреднамеренного) внимания. Так, рез-кий, неожиданный сигнал вызывает внимание поми-мо нашей воли.

 

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамерен-ное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Оно обычно связано с борьбой мотивов и побужде-ний, наличием сильных, противоположно направ-ленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь

 

и удерживать внимание. Человек в этом случае осу-ществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

 

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей со-знания человека. В процессе деятельности произ-вольное внимание может перейти в послепроизволь-ное, не требующее постоянных волевых усилий.

 

Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения ра-ботой, которую первоначально приходилось органи-зовывать произвольно, намеренно, делая усилия над собой (произвольное внимание), которая постепен-но стала интересной сама по себе (послепроизволь-ное внимание).

 

Все виды внимания связаны с установками чело-века, с его готовностью, предрасположенностью

 

к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех пси-хических процессов. Так, мы скорее заметим появ-ление определенного объекта, если ожидаем его по-явления в определенном месте и в определенное время.


 

являющаяся в его направленности и сосредоточен-ности на значимых объектах. Направленность созна-ния - это отбор существенных в данный моментвоздействий, а сосредоточенность.- это отвлечение от побочных раздражителей. Эти феномены созна-ния и представляют собой такой психический про-цесс, как внимание.

 

В системе психологических феноменов вни-мание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучить в чистом виде не представля-ется возможным. За вниманием всегда стоят по-требности, мотивы, цели, установки субъекта.

 

В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется опре-деленное отношение человека к миру, к другому че-ловеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности,

 

* отвечающие потребностям и интересам субъекта, О

 

вызывают его внимание. Изменение отношения Ю

 

субъекта к объекту вызывает изменение внимания,

 

выражается в изменении ясности и отчетливости

 

содержания, на котором сосредоточено сознание

 

субъекта.

 

Внимание как психологический факт обнаружива-

 

ется следующим образом: мы способны выделять

 

в восприятии одни элементы и игнорировать или пропускать другие; даже без специального намере-ния создаем благоприятные условия восприятия при выполнении какой-либо работы; легко выделя-ем что-то одно, но с трудом отслеживаем не-сколько явлений или предметов. Психическая и практическая деятельность не может протекать це-ленаправленно и продуктивно, если человек не со-средоточится на том, что он делает. Именно эту работу и осуществляет внимание как особый пси-хический процесс.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: