Провозглашение халифата

Ледовских Артем

Идеология Исламского Государства: эсхатология в руках рационалистов

 

Введение

За последние годы своего существования Исламское Государство (ад-Дауля аль-Исламийя) прошло долгий путь трансформации из маргинальной группировки обширной подпольной террористической сети Ирака, спонсируемой странами Персидского залива, в регионального игрока, способного проводить свою независимую политику. Одну из ведущих ролей в обретении самостоятельности данной организацией сыграла технология пропаганды ИГ в информационном поле, что качественно сказалось на возросшем притоке новобранцев к террористам и отразилось на боеспособности ИГ уже в военном отношении.

В данной статье проанализирована роль эсхатологической парадигмы в пропаганде ИГ среди своих бойцов и потенциальных террористов по всему миру. Помимо этого, в статье отражено фактическое отношение руководителей ИГ (Шуры) к данной парадигме на примере сражения за город «судного дня» Дабик, а также развенчан миф о «фанатичности» военного крыла руководства террористов.

 

Центральная идеология ИГ

Салафизм – объединяющая идеология террористической организации ИГ, наиболее ортодоксальное течение ислама. Данное вероучение предписывает своим последователям жесткую борьбу с идолопоклонничеством (включая памятники архитектуры, места религиозного поклонения, могилы), отрицание новшеств (бид’а), а также уничтожении всех «неверных» (кафиров).

Безусловно, такой градус накала ненависти к миру и людям иной веры не мог не привести эту идеологию к одному из важнейших аспектов мотивации своих последователей – к разрушительному и справедливому «концу времён» или апокалипсису, характерному для всех авраамических религий.

В традиционном исламе нет точного определения конца света и даты начала его наступления. В Коране можно найти следующие строки: «Они станут спрашивать тебя о [последнем] часе: когда, мол, он настанет? Отвечай: «Воистину, это знает [только] мой Господь. Только Он явит его, когда придет время. …тяжел последний час. И настанет он для вас только внезапно» [1, c. 108].Однако, у проповедников-салафитов ИГ свои взгляды на эсхатологическую парадигму.

 

Провозглашение халифата

Начнём по порядку.29 июня 2014 года, после сокрушительного поражения иракской армии, в захваченном городе Мосул номинальный глава террористов Абу Бакр аль-Багдади (настоящее имя Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри) провозгласил создание халифата наземлях Ирака иСирии со столицей в городе Ракка и объявил себя халифом, окончательно переименовав организацию ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) в ИГ.

Одним из условий обладания высочайшим мусульманским титулом халифа является происхождение из благородного племени Курайшитов, к которому, согласно исламским преданиям, принадлежит пророк Мухаммед. Медийная пропаганда ИГ, воспользовавшись успехами боевых действий террористов против иракской армии, смогла, без лишних преувеличений, внушить многим мусульманам веру в «высшее предназначение» и страх перед этой организацией. В этом случае идеологам ИГ было не сложно «нарисовать» генеалогическое древо вплоть до племени Курайшитов, особенно учитывая прямое участие одного из значимых членов Шуры ИГ Хаджи Бакра (настоящее имя Самир Абид Хамад аль-Обейди аль-Дуляйми) в выдвижении Абу Бакра аль-Багдади на пост главы ИГ.

 

«Дабик». Журнал Судного дня

Через несколько дней после объявления о создании халифата медиа-центр ИГ «Аль-Хайят» («Жизнь») опубликовал первый выпуск цифрового журнала «Дабик», который стал популярнейшим сборником статей религиозно-идеологического характера, сводок боевых действий на Ближнем Востоке, рассказов о повседневной жизни в халифате.

«Дабик» убеждает своих читателей в том, что мир представляет собой чёткий и простой дуализм: «крестоносцы», представляющие «зло», угнетают «праведных» мусульман, представляющих «добро». В каждый выпуск входили не только призывы к совершению терактов по всему миру против «зла», но и подробные инструкции по изготовлению взрывчатки из доступных материалов, способам легального получения огнестрельного оружия, приёмам ведения ножевого боя [2].

Данный журнал был высоко оценён экспертами в части оформления и подачи информации, качестве фотографий и слога, а также массовости его распространения [3, 4]. Каждый выпуск журнала был озаглавлен цитатой Абу Мусаба аз-Заркави, главы прародителя ИГ–«Армии единобожия и джихада» («Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»): «От искры, вспыхнувшей здесь, в Ираке, разгорится пламя, оно будет пылать все сильнее и сильнее, с позволения Аллаха, пока не сожжет армии крестоносцев в Дабике» [5, c.97].

Дабик – это маленький сирийский населённый пункт, расположенный на севере провинции Алеппо. Именно он упоминается из уст Абу Хурайра (Абдуррахман ибн Сахр ад-Давси аль-Ямани), сподвижника Мухаммада, в сборнике хадисов «Сахих Муслим» как место ключевой битвы между армиями «крестоносцев» (войсками Запада) и «лучшими» из мусульман: «Судный день не наступит до тех пор, пока потомки Рума (Рима) не войдут в Амак или Дабик. Навстречу им отправится армия из Медины, и это будут лучшие люди тех времен» [6, с. 61].Согласно дальнейшему пророчеству, армии «крестоносцев» будут побеждены, а «праведные» мусульмане возьмут под свой контроль Константинополь. Это событие должно стать точкой отсчёта до судного дня. Дабик оказался под контролем террористов примерно в то же время, что и город Мосул.

Единственная достопримечательность городка, могила одного из первых халифов–Сулеймана Бин Абд аль-Малика, похороненного в VIIIвеке н.э., была взорвана террористами. Всего было уничтожено 16 знаковых могил[7].Согласно одной из салафитских догм, никакого посредничества между праведным мусульманином и Аллахом существовать не должно (салафитская трактовка общеисламского принципа«тавассуль»).

Пропаганда ИГ взяла хадис об апокалипсисе на идеологическое вооружение, и богословы террористов стали трактовать его в свою пользу. В журнале «Дабик», как и на других информационных ресурсах, пропагандисты ИГ часто называют свои боевые отряды «армиями конца света», ассоциируя себя с армией мусульман, упомянутой в хадисе. Медийная машина ИГ обещала своим последователям героическую славу в своих рядах на Земле и райскую жизнь после смерти, в том числе в решающей «битве судного дня». Пророчество о конце света стало ключевой темой воодушевления террористов и потенциальных последователей этой организации во всём мире.

Дальнейшие события показали, насколько неправдоподобны оказались все эти слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: