Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Курс истории средних веков является важным для профессиональной подготовки студента-историка

Курс истории средних веков является важным для профессиональной подготовки студента-историка. Учебным планом предусмотрены лекционный курс, практические занятия, контрольные работы (по материалам лекционного курса) в течение семестра. Регулярная самостоятельная работа студентов над курсом значительно облегчает подготовку к экзамену. Поэтому так важно правильно распланировать и организовать самостоятельную работу:

— Планы семинарских занятий включают перечень вопросов для об­суждения, рекомендуемую литературу, практических занятий содержат вопросы учебной дисциплины, рассмотрение которых направлено на развитие умений обучаемых по усвоению и практическому применению полученных знаний.

— Методические рекомендации включают в себя указания по изучению темы, отражают логику ее изучения, основные проблемы, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к каждому из обозначенных вопросов (в форме рекомендаций и проблемных вопросов).

— Наряду с написанием рефератов и выполнения заданий на карточках дополнительным стимулом служит необходимость подготовки к итоговым контрольным работам (всего три в течение семестра).

— Для более эффективной подготовки к контрольным работам и к экзамену можно следующим образом организовать самостоятельную работу. Желательно накануне лекции и сразу после нее обращаться к лекционному материалу, соответственно закрепляя (после лекции) и повторяя его перед лекцией. Отдельное время следует посвятить знакомству с учебной и научной литературой.

Литература к курсу включает базовый учебник, основные учебники и учебные пособия, а также дополнительную литературу, содержащую дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для углубленного изучения дисциплины. После каждой лекции необходимо дополнительно изучить соответствующие разделы базового учебника и сделать из него выписки на полях лекций, с целью дополнения лекционного материала. Что касается остальных учебных пособий и дополнительной литературы мы советуем обращаться к ним в том случае, если Вы хотите получить более глубокие и расширенные знания как по предмету в целом, так и по отдельным темам в частности.

 

Описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»:

— во время лекции составить подробный конспект лекционного материала;

— воспользовавшись методическими рекомендациями к курсу и советами лектора составить подробный конспект литературы и источников с целью подготовки к семинарским занятиям по наиболее сложным вопросам, вынесенным на обсуждение преподавателем;

— при конспектировании особое внимание следует обращать на вопросы и проблемы, выносимые на экзамен;

— получить дополнительные консультации у преподавателя по неясным вопросам после лекций или вынести их на дополнительное обсуждение на семинарском занятии;

— составить план ответа на каждый экзаменационный вопрос.

 

Для того, чтобы успешно сдать экзамен, правильнее всего готовиться к нему в течении всего семестра, постоянно повторяя изученное на лекциях. Но, как показывает практика, к экзамену готовятся в течение нескольких дней, предшествующих ему. Если Вы начинаете готовиться к экзамену за несколько дней, то постарайтесь равномерно распределить силы и время, чтобы успеть повторить (выучить) все вопросы или большинство вопросов. Каждый вопрос учите по лекциям и, при необходимости, по базовому учебнику. Если Вам покажется этого материала недостаточно, обращайтесь к дополнительной учебной и научной литературе из предлагаемого в настоящем учебно-методическом комплексе списка. Желательно не просто прочитывать ответ на вопрос, но и повторять (пересказывать) его. Один день следует оставить для повторного общего повторения всех контрольных вопросов.

 

Самостоятельная работа включает:

─ подготовку к предусмотренным аудиторным занятиям;

─ изучение литературы к курсу «История средних веков»;

─ подготовку доклада к семинару;

Кроме того – выполнение заданий дополнительных: поиск и обзор литературы, электронных источников информации; написание рефератов и эссе по определенной теме; аналитическая работа; практикум с использованием электронных технологий; работа с видеоматериалами.

Самостоятельная работа студентов в ходе изучения курса «История средних веков» делится на обязательную и специальную.

Обязательная состоит из подготовки студентов к текущим аудиторным занятиям, особенно – к практическим. Подготовка к практическим занятиям включает в себя основные звенья самостоятельной работы студентов.

Готовясь к практическому занятию, нужно работать с конспектом, который должен строго отвечать плану, отражая все его вопросы.

Главной частью работы над любой темой практического занятия по истории средних веков является изучение источников. Именно при работе над источником вырабатывается методика самостоятельной работы историка – современного специалиста.

Прежде чем приступить к разбору текста источника, следует составить общее представление об этом типе источника (хроники, грамоты, судебники, договоры, мемуары и др.). Как правило, специфика происхождения каждого источника накладывает отпечаток на его содержании, степени достоверности. Так, на нем сказываются позиции автора, цели, которые были поставлены перед документом, особенности обстановки, в которой он создавался. Разобраться в этом вопросе – значит провести так называемую внешнюю критику источника, которая помогает предварительно определить степень достоверности документа.

Следующий шаг работы с источником – это научиться анализировать его с точки зрения внутренней критики, которая проводится при анализе содержания текс та, что позволяет выявить и объяснить внутренние противоречия документов, сопоставить их друг с другом и т.п.

По источникам средневековья такой анализ затруднен в виду того, что все документы являются переводными публикациями с языка оригинала.

При работе над историческим источником следует отбирать не только прямые, но и косвенные данные, относящиеся к изучаемой теме. Так, например, студенты, работая с «Салической правдой», довольно быстро определяют, что в ряде ее с татей (об аллодах, о горсти земли, о переселенцах) содержится доказательство того, что в VI в. у франков разворачивается процесс перехода от земледельческой общины к соседской. Однако эти же статьи не всегда глубоко разбираются с точки зрения косвенного свидетельства роста королевской власти у франков.

Изучая источники, непременно следует делать из них выписки, группируя их по тем вопросам, на которые разбита тема практического занятия. Абсолютно не допустимы сплошные конспекты источника, как и выписки его отдельных частей или фраз без точного указания издания и страниц.

Конспектирование источника должно сопровождаться собственными комментариями и выводами по каждому вопросу. Работа над источником предполагает чтение специальной литературы. Обычно литература прорабатывается от общих работ к частным, конкретным исследованиям, от монографии к статьям. При чтении также следует делать выписки конспективного характера. Наиболее важные формулировки, выводы должны быть выписаны дословно со ссылкой на автора и указанием страниц его работы.

Читая специальную литературу, студент должен проверить, уточнить и конкретизировать выводы, сложившиеся во время работы над источниками.

Кроме того, изучение конкретно-исторических исследований расширяет знание предмета за счет новых фактов, материалов, содержащихся в литературе, что при ответе на практическом занятии нужно отмечать. При чтении литературы обязательно нужно обращать внимание на методологию и методы, используемые исследователем. Представления о методологических основах монографии, статьи позволит сделать объективные выводы по рассматриваемым вопросам, а также заложит основы навыков самостоятельной работы с литературой, содержащей различные подходы к исследуемым проблемам.

Работа с источниками и литературой должна в итоге завершаться осмыслением собранного материала, его систематизацией по отдельным вопросам, обдумыванием и формулированием основных выводов по занятию.

Результаты аудиторной работы оцениваются по активности на практических занятиях, качественному уровню выступлений и докладов; контрольных работ, тестовых заданий и др. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

 

Специальные формы СРС направлены на углубление и закрепление знаний студентов, развитие аналитических навыков по проблемам истории Средних веков.

Подведение итогов и оценка результатов таких форм СРС осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по самостоятельной работе студента, которая учитывается при итоговой аттестации по курсу. Специальная самостоятельная работа студентов исторического факультета АГПА по дисциплине история Средних веков подразделяется на:

1) формы, включенные в план самостоятельной работы каждого студента ОЗО в обязательном порядке – это подготовка аналитического задания по предложенному списку из проблем общего курса истории Средних веков.

2) формы, включенные в план СРС на ДО, по выбору студента:

─ участие в научных студенческих конференциях и семинарах;

─ написание реферата (эссе) по заданной проблеме;

─ аналитический разбор научной публикации;

─ поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

─ работа с видеоматериалами

 

Перечисленные формы работы засчитываются при условии своевременного и качественного их выполнения. Сроки выполнения заданий определяются графиком СРС на факультете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: