Практическое занятие № 11 (2 ч.)

Тема:

«Реформация и крестьянская война в Германии».

Основные понятия:

Индульгенция, «95 тезисов», Реформация, Священное писание, Крестьянская война, «Статейное письмо», «12 статей», «Гейльбронская программа», гугеноты, пуританская мораль, Контрреформация.

Вопросы:

1. Социально-экономические, политические и идейные предпосылки Реформации и Крестьянской войны в Германии.

2. Учение Мартина Лютера и его социальная сущность.

3. Народное направление в Реформации. Учение Т. Мюнцера.

4. Начало и ход Великой Крестьянской войны.

5. Программные документы восставших:

"Статейное письмо"

Программа "12 статей"

"Гейльбронская программа"

 

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

В 1517—1525 гг. Германия переживала мощный подъем общественного движения, нашедший свое выражение в Реформации и Крестьянской войне.

Первая задача, встающая перед студентом при анализе документов этой темы, заключается в необходимости охарактеризовать учение Мартина Лютера, используя выдержки из его «95 тезисов», а также «Свободы христианина», «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» и «Открытого увещевания ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа». При этом следует выяснить социальные и политические воззрения Лютера, его отношение к существующему строю и предпринимательству, а также проявлениям народного недовольства. Необходимо установить противоречия между предлагаемыми им реформационными изменениями и его взглядами на общественно-политическое устройство Германии. Далее необходимо дать анализ программы Т. Мюнцера и его сторонников, которая выражает интересы народной реформации. Следует установить, в чем заключалась критика феодального строя в ранних проповедях Мюнцера, каковы конкретные меры, предложенные им в письмах, написанных во время войны, и найти то общее, что свойственно и ранним и поздним документам, вышедшим из-под пера Мюнцера и его сподвижников. Это позволит определить, к чему сводится основная идея «Статейного письма», в котором, казалось бы, на первый план выдвинута мысль об объединении крестьян и феодалов, и почему в этом документе нет конкретных требований к последним. Установить подлинную цель «Письма» — главная задача при решении этой первой проблемы.

Вторая задача — подробный анализ «Двенадцати статей», ставших основным манифестом восставших крестьян. При разборе этого памятника нужно обратить внимание на то, что отдельные статьи заключают не одно, а несколько крестьянских требований, нередко различных. Студент должен выделить радикальные и умеренные требования и дать ответ на общий вопрос: покушаются ли крестьяне на самые основы феодального строя? Необходимо также ответить на следующие вопросы: можно ли выделить статьи, где под видом возврата к старине выражен протест крестьян против усиления феодального гнета? В какой форме происходит защита общинных прав? Есть ли требования, в которых сквозит уважение мелких хозяев к собственности, приобретенной путем купли? Какие требования свидетельствуют о влиянии Реформации на крестьянскую программу?

Анализ «Гейльброннской программы» представит наибольшие трудности, ибо передовые круги бюргерства выставили противоречивые требования. Надо отыскать в тексте программы требования, объективно способствовавшие буржуазному развитию страны; с другой стороны, вследствие неразвитости немецкого бюргерства, в программе отразились пожелания, имевшие целью защиту мелкой собственности и мелкого производства. Обе тенденции программы нуждаются в подробном рассмотрении. Характеризуя отношение авторов программы к крестьянству, следует иметь в виду, что они принимали одновременно и «Двенадцать статей», поэтому непосредственно крестьянских требований анализируемый документ не содержит. Тем не менее, важно установить, что предлагает текст программы в отношении крестьянских держаний. Изучение документа необходимо завершить общей оценкой «Гейльброннской программы».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: