Практическое занятие № 14 (2 ч.)

Тема:

«Культура и религия средневекового Востока»

Основные понятия:

Халифат, ислам, коран, щариат, джихад, хаджж, мечеть.

Вопросы:

1. Культурное развитие стран Востока в средневековье и место в нем исламской культуры.

2. Мусульманская культура средневековья: основные черты и достижения.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Особое внимание следует уделить выводам по семинару. Необходимо указать на высокую актуальность данной темы. Далее следует указать на те черты арабо-мусульманской культуры, которые привели к ее расцвету, в особенности, синкретизм, способность к заимствованию всего лучшего у других народов. Благодаря указанным чертам мусульманская культура добилась блестящих успехов в средневековье. Но после XV в. она уже далеко не так динамична в своем развитии, причем перелом этот наступил еще в XI-XIV вв., когда обнаружились первые признаки упадка, о котором писал государственный деятель и историк XIV в. Ибн-Халдун. Конечно, нельзя сказать, что этот упадок был абсолютным. По-прежнему строились прекрасные мечети, существовали богатые библиотеки, но культурное первенство уже перешло к Европе.

Студентам нужно ответить на вопрос, что же послужило причиной этого? В Коране сказано: «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят, того, что с ними» (Сура 13 – 12,11). У современного поэта М. Икбала есть замечательные строки: «Облака, дожди и небеса – твои,/Ветры и бури – твои/Леса, горы и реки – твои,/Ты правишь всем как король,/А звезды с удивлением взирают на деянья твои./Кругозор, не знающий пределов, - твой,/Искра в глазах, подобная сияющему солнцу, - твоя,/Творец нового мира – ты».

Но подобные мысли, возвеличивающие творческое начало в человеке, как и все великолепие исламской культуры были, прежде всего, уделом верхушки исламского общества, горстки образованных людей, в то время как широкие народные массы, особенно кочевники-бедуины, не смогли воспользоваться созданным громадным потенциалом.

Их уровень развития на широком общественном срезе оказался гораздо ниже достигнутых высот. Духовные потребности рядовых приверженцев ислама были ориентированы прежде всего на Коран, Сунну и шариат, которые из века в век формировали жизненные установки и ценности среднего мусульманина, часто очень далекого от изысков его просвещенных единоверцев. Религия консервировала наиболее патриархальные традиции, а также взращивала религиозный фанатизм, который несовместим с высокой культурой. Ведь арабская наука преуспела, прежде всего, в таких областях, где получение и накопление знаний органично сопрягалась с верой. Упадок мусульманской науки известный исламовед Г.-Э. фон Грюнебаум объяснял «непроницаемостью мусульманской цивилизации для определенных областей научного поиска». Симптоматично, что апологет ислама в XX в. Сайид Кутб, один из видных теоретиков фундаментализма, главный идеолог неформальной религиозно-политической организации «Братья-мусульмане», отстаивал в своих работах далеко не новый тезис о превосходстве этой конфессии над всеми прочими религиями. По его убеждению, ислам как самодостаточная система никогда не нуждался и ныне не нуждается в каких-либо дополнительных философских идеях. «Ни у Ибн Сины, ни у Ибн Рушда, ни у аль-Фараби, ни у кого-то еще из так называемых философов ислама не чувствуется подлинно исламского миропонимания, ибо их философия – не что иное, как чуждая ему по духу тень древнегреческой философии. У ислама есть свое цельное и самобытное миропонимание, раскрывающееся в Коране и хадисах, в житии пророка и его практических наставлениях». Торжество таких воззрений в мусульманских странах привело к возрастающей отсталости не только от Запада, но и многих государств Азии и Латинской Америки.

Нужно учесть мнение исламского иранского автора А.Х. Зарринкуба, который пишет: «Падение этого (т.е. исламского – Сост.) общества началось тогда, когда его связи с внешним миром были прерваны, а внутри себя оно столкнулось с сепаратистскими тенденциями и фанатизмом». Не будем забывать о том, что на Западе имело место гораздо большее развитие личности и индивидуализма, связанное со становлением капиталистических отношений, которые в страны Востока пришли вместе с европейскими колонизаторами. Пассионарный порыв арабо-мусульманской культуры угас, хотя она не исчезла и продолжает восхищать в лучших образцах своей утонченностью, изысканностью, мудростью и красотой. Но набирает силу явление, которое именуется исламский фундаментализм. Он-то и стремиться востребовать все те идеалы патриархальной общины, которые по-прежнему привлекательны для сотен миллионов мусульман. Поэтому в Иране женщины вновь носят паранджу, сильно ограничено их участие в общественной жизни и т.п. Исламские правители, было, даже запретили здесь играть в шахматы. Вся эта история очень поучительна. Она показывает, что культурное движение должно быть непрерывным и не может быть ограничено никакими запретительными мерами. Традиции не должны подавлять свободу личности и ни в коем случае не опираться на фанатизм и догмы. В то же время, необходимо помнить, что полный разрыв с ценностями предков также ведет к духовному банкротству.

В XXI веке мусульманский мир стоит на пороге нового Ренессанса и успех его не может быть связан с экстремизмом и фанатизмом. Вновь, как и много веков назад, ключом к успеху должен стать синтез различных конструктивных начал, который и выведет страны ислама на дорогу стабильного прогресса и процветания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: