Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла может применяться в отношении вида и типа продукции, конкретной модели и торговой марки. Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Анализ жизненного цикла продукта позволяет спрогнозировать возможную динамику конкурентоспособности продукта.
Для проведения анализа ситуаций на рынке используется матрица БКГ (Бостонская консультационная группа). В качестве стратегической единицы берется один товар. При помощи матрицы определяется принадлежность товара к одной из 4 групп, которые характеризуют товар с точки зрения доли рынка и роста рынка. Группы следующие:
«Звезды» - это товары-новинки или другие товары, спрос на которые и объем продаж, которых интенсивно растет.
«Дойные коровы» - это товары, которые имеют большой объем продаж, но который не растет. Это товары, как правило, находящиеся на стадии зрелости.
«Вопросительные знаки» - это товары, отличительные преимущества которых не ясны. Остается неизвестным, растет ли их доля на рынке или же они находятся на стадии спада. Для поддержания или увеличения их доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются значительные затраты.
|
|
«Собаки» - эти товары, как правило, находятся на стадии спада. Их доля на рынке незначительна, и к тому же она не растет.
Например. Имеются данные по показателям объемов продаж по группам АЗС №1:
Группы товаров | 2012 год, руб. | 2013 год, руб. |
АИ - 76 | 2413029,629 | |
АИ – 92 | 818096,7 | 1062001,898 |
АИ - 95 | 2090396,141 | |
сопутствующие товары | 836480,9 | 1156103,332 |
Итого |
Отраслевой рост отрасли в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет 140%.
Рассчитаем доли объемов продаж по видам и годам. Результаты расчета представлены в расчетной таблице 1.
Расчетная таблица 1
Группы товаров | % | 2012 год | % | 2013 год | Рост объема про даж | Темп рост |
АИ - 76 | 37,8 | 35,9 | 2413029,629 | 1,39 | 1,39/1,4=0,99 | |
АИ – 92 | 17,8 | 818096,7 | 15,8 | 1062001,898 | 1,29 | 0,92 |
АИ - 95 | 26,2 | 31,1 | 2090396,141 | 1,73 | 1,2 | |
сопутствующие товары | 18,2 | 836480,9 | 17,2 | 1156103,332 | 1,38 | 0,98 |
Итого |
По каждой стратегической единице определим распределение долей рынка между всеми участниками рынка выраженного в процентах.
Разделение рынка между конкурентами по группам товара.
Группы товаров | АЗС №1 | АЗС № 2 | АЗС № 3 | АЗС № 4 | АЗС № 5 | АЗС № 6 | АЗС № 7 | АЗС № 8 | итого |
АИ - 76 | |||||||||
АИ – 92 | |||||||||
АИ - 95 | |||||||||
сопутствующие товары |
Расчет конкурентного индекса по формуле:
|
|
Уk = доля рынка нашего предприятия / (∑ долей конкурентов / кол-во конкурентов)
Конкурентный индекс рассчитывается по каждой стратегической единице:
Группы товаров | Доля нашего предприятия по данной единице. | Конкурентный индекс |
АИ - 76 | 9/(100-9)/7)= 0,6923 | |
АИ – 92 | 0,3685 | |
АИ - 95 | 0,9545 | |
сопутствующие товары | 0,6088 |
На основе полученных данных строим матрицу БКГ для всех стратегических единиц.
темп
3 2T2XBy+1Upcy2IH4Q29HvOux/dzugoHN+9P92fPchOjdTVe/uVCrR23M8dGyuQWRccl/YfjBZ3So mKmJO3JJeAP6SmmOGjjnSez/6oYPfaFBVqX8v6D6BgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS /gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAEvIyjxVAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAIspB2jaAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYA AAAABAAEAPMAAAC2BQAAAAA= "/>роста +
1 3
- 1
+ 1 - Конкурентный индекс
АИ – 76 и АИ – 92, сопутствующие товары имеют позицию «Дойные коровы», следовательно, им необходимо принять стратегию обороны, а АИ – 95 имеют позицию «Звезды» - матрица рекомендует стратегию атаки.
Следовательно наша ситуация не идеальна – 55,6 % «Собак», допускается только 5%, следовательно следует сокращать АИ – 76 и АИ – 92 в ассортименте. «Звезд» допускается до 40%, в нашем примере 26,2 %, поэтому следует расширять позиции АИ – 95.
Задание. С помощью матрицы БКГ оцените рыночную позицию предприятия. Исходные данные:
Группы товаров | 2012 год, руб. | 2013 год, руб. |
АИ - 76 | 1240933,57 | 1191296,23 |
АИ – 92 | 981716,04 | 1412462,52 |
АИ - 95 | 1685831,00 | 2968362,52 |
сопутствующие товары | 819751,28 | 1109859,20 |
Итого |
Контрольные вопросы:
1. Определение ЖЦТ;
2. Стадии ЖЦТ;
3. Характеристика стадий: внедрение, рост, зрелость, спад.
4. Оценка рыночной позиции организации с помощью БКГ.
Практическое занятие № 10. Анализ основных положений Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания…»
Цель работы: изучить основные положения, понятия Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992г. № 3520-1 (сизменен. 30.12.2001г), научиться читать упаковку товара, определять его легальность происхождения.