Методические указания по выполнению практической работы. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время существования товара на рынке

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла может применяться в отношении вида и типа продукции, конкретной модели и торговой марки. Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Анализ жизненного цикла продукта позволяет спрогнозировать возможную динамику конкурентоспособности продукта.

Для проведения анализа ситуаций на рынке используется матрица БКГ (Бостонская консультационная группа). В качестве стратегической единицы берется один товар. При помощи матрицы определяется принадлежность товара к одной из 4 групп, которые характеризуют товар с точки зрения доли рынка и роста рынка. Группы следующие:

«Звезды» - это товары-новинки или другие товары, спрос на которые и объем продаж, которых интенсивно растет.

«Дойные коровы» - это товары, которые имеют большой объем продаж, но который не растет. Это товары, как правило, находящиеся на стадии зрелости.

«Вопросительные знаки» - это товары, отличительные преимущества которых не ясны. Остается неизвестным, растет ли их доля на рынке или же они находятся на стадии спада. Для поддержания или увеличения их доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются значительные затраты.

«Собаки» - эти товары, как правило, находятся на стадии спада. Их доля на рынке незначительна, и к тому же она не растет.

Например. Имеются данные по показателям объемов продаж по группам АЗС №1:

Группы товаров 2012 год, руб. 2013 год, руб.
АИ - 76   2413029,629
АИ – 92 818096,7 1062001,898
АИ - 95   2090396,141
сопутствующие товары 836480,9 1156103,332
Итого    

Отраслевой рост отрасли в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет 140%.

Рассчитаем доли объемов продаж по видам и годам. Результаты расчета представлены в расчетной таблице 1.

Расчетная таблица 1

Группы товаров % 2012 год %   2013 год   Рост объема про даж   Темп рост
АИ - 76 37,8   35,9 2413029,629 1,39 1,39/1,4=0,99
АИ – 92 17,8 818096,7 15,8 1062001,898 1,29 0,92
АИ - 95 26,2   31,1 2090396,141 1,73 1,2
сопутствующие товары 18,2 836480,9 17,2 1156103,332 1,38 0,98
Итого            

По каждой стратегической единице определим распределение долей рынка между всеми участниками рынка выраженного в процентах.

Разделение рынка между конкурентами по группам товара.

Группы товаров АЗС №1   АЗС № 2   АЗС № 3 АЗС № 4 АЗС № 5 АЗС № 6 АЗС № 7 АЗС № 8 итого
АИ - 76                  
АИ – 92                  
АИ - 95                  
сопутствующие товары                  

Расчет конкурентного индекса по формуле:

Уk = доля рынка нашего предприятия / (∑ долей конкурентов / кол-во конкурентов)

Конкурентный индекс рассчитывается по каждой стратегической единице:

Группы товаров Доля нашего предприятия по данной единице. Конкурентный индекс
АИ - 76   9/(100-9)/7)= 0,6923
АИ – 92   0,3685
АИ - 95   0,9545
сопутствующие товары   0,6088

 

На основе полученных данных строим матрицу БКГ для всех стратегических единиц.

темп

3 2T2XBy+1Upcy2IH4Q29HvOux/dzugoHN+9P92fPchOjdTVe/uVCrR23M8dGyuQWRccl/YfjBZ3So mKmJO3JJeAP6SmmOGjjnSez/6oYPfaFBVqX8v6D6BgAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS /gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAEvIyjxVAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAIspB2jaAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYA AAAABAAEAPMAAAC2BQAAAAA= "/>роста +

 

1 3

 

- 1

 

 


+ 1 - Конкурентный индекс

АИ – 76 и АИ – 92, сопутствующие товары имеют позицию «Дойные коровы», следовательно, им необходимо принять стратегию обороны, а АИ – 95 имеют позицию «Звезды» - матрица рекомендует стратегию атаки.

Следовательно наша ситуация не идеальна – 55,6 % «Собак», допускается только 5%, следовательно следует сокращать АИ – 76 и АИ – 92 в ассортименте. «Звезд» допускается до 40%, в нашем примере 26,2 %, поэтому следует расширять позиции АИ – 95.

Задание. С помощью матрицы БКГ оцените рыночную позицию предприятия. Исходные данные:

Группы товаров 2012 год, руб. 2013 год, руб.
АИ - 76 1240933,57 1191296,23
АИ – 92 981716,04 1412462,52
АИ - 95 1685831,00 2968362,52
сопутствующие товары 819751,28 1109859,20
Итого    

 

Контрольные вопросы:

1. Определение ЖЦТ;

2. Стадии ЖЦТ;

3. Характеристика стадий: внедрение, рост, зрелость, спад.

4. Оценка рыночной позиции организации с помощью БКГ.

 

Практическое занятие № 10. Анализ основных положений Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания…»

Цель работы: изучить основные положения, понятия Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992г. № 3520-1 (сизменен. 30.12.2001г), научиться читать упаковку товара, определять его легальность происхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: