Содержание выпускной квалификационной работы

УДК

С54

 

Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной (магистерской) работы [Текст]: для магистров направления подготовки 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ». 2017. с.

 

 

Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной (магистерской) работы выпускников направления магистратуры27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций»и учебным планом, положением о государственной итоговой аттестации выпускников «ВятГУ».

Программа включает в себя общие положения, касающиеся итоговой государственной аттестации выпускников, методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной работы (магистерской работы).

 

 

Одобрено на заседании кафедры государственного и муниципального управления (протокол № 2 от 12.09.2014 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания методического совета факультета экономики и менеджмента № от г.).

 

Составители: к.э.н., доцент О.Н. Соболева, к.э.н., доцент Е.А. Бармина, к.э.н, доцент О.С. Ноговицына, к.э.н, доцент А.А. Набоких

 

 

© «ВятГУ», 2017

Содержание

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

2.СОДЕРЖАНИЕ ВКР...10

2.1 Титульный лист. 12

2.2 Задание на ВКР. 12

2.3 Реферат…...…………………………………………………………………...14

2.4 Содержание…………………………………………………………………...15

2.5 Введение ВКР ………………………………………………………………..15

2.6 Основная часть ВКР………………………………………………………….18

2.6.1 Теоретическая часть ВКР. 18

2.6.2Аналитическая часть ВКР. 19

2.6.3 Проектная часть ВКР. 22

2.7 Заключение. 24

2.8 Обозначение и сокращение (глоссарий) 24

2.9 Библиографический список…………………………………………………25

2.10 Приложения………………………………………………………………...27

2.11 Авторская справка………………………………………………………….28

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ВКР…………………………...30

3.1 Общие требования к оформлению текста………………………………...30

3.2 Нумерация страниц………………………………………………………...30

3.3 Нумерация составных частей текста……………………………………...30

3.4 Оформление заголовков……………………………………………………31

3.5 Оформление перечислений и примечаний………………………………..32

3.6 Оформление графического материала (рисунков)……………………….33

3.7 Оформление таблиц………………………………………………………..34

3.8 Оформление формул……………………………………………………….38

3.9 Оформление сноски и ссылки……………………………………………..39

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА ВКР.…………………………….42

4.1 Стилистика и лексика……………………………………………………….42

4.2 Применение сокращений в тексте………………………………………….43

5. ТРЕДОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.……………………….46

6.ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ВКР. ……………47

6.1Выбор темы ВКР. 47

6.2Руководство ВКР. 47

6.3. Защита ВКР. 48

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………52

Приложение 1. 53

Приложение 2. 56

Приложение 3. 57

Приложение 4. 58

Приложение 5. 59

Приложение 6. 60

Приложение 7. 61

Приложение 8……………………………………………………………………….62

Приложение 9……………………………………………………………………….66

Приложение 10……………………………………………………………………...68

Приложение 11……………………………………………………………………...69

Приложение 12……………………………………………………………………...70

Приложение 13……………………………………………………………………...71

Приложение 14……………………………………………………………………...72

Приложение 15……………………………………………………………………...73

Приложение 16……………………………………………………………………...74

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная итоговая аттестация выпускников проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций»(квалификация (степень) «магистр») и включает защиту выпускной квалификационной работы (далее ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Компетенции выпускника, выносимые на итоговую государственную аттестацию в соответствии с требованиями ФГОС:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

- готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовностью использовать для решения коммуникативных задач современные информационные технологии и инструментальные средства (ОПК-2);

- готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- готовностью применять современную методологию научного анализа, методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-4);

- готовностью ставить новые задачи, обнаруживать новые связи в предметах обсуждения, интегрировать имеющиеся знания в исследованиях и разработках, обосновывать целесообразность их проведения (ОПК-5);

- готовностью самостоятельно осваивать новые дисциплины и методы исследований и разработок, готовностью к профессиональной мобильности (ОПК-6).

- готовностью сформулировать цели и задачи прикладного исследования, выбрать метод исследования, привлечь необходимые ресурсы, организовывать выполнение работ, довести прикладное исследование до конечного результата (ПК-1);

- готовностью понять естественнонаучную и социально-экономическую природу изучаемых явлений и процессов, готовностью абстрагироваться и выделить сущностные черты явлений и процессов с целью анализа и построения адекватной количественной или качественной модели (ПК-2);

- готовностью планировать и осуществлять наблюдения и измерения, владение методами систематизации и анализа научно-технической, технологической, социально-экономической информации, способностью интерпретировать данные и выделять из них существенные результаты (ПК-3);

- готовностью к составлению научных, технических и аналитических отчетов, публикаций и презентаций, в том числе с использованием современных информационных технологий, пониманием важности документирования результатов прикладной исследовательской и аналитической деятельности (ПК-4);

- готовностью к решению изобретательских задач, владением основами изобретательской деятельности (ПК-5);

- готовностью к проведению опытно-конструкторских работ по разработке новых технологий, новых объектов техники, новой наукоемкой продукции и услуг, знанием процессов инженерного цикла индустриальных инноваций (ПК-6);

- готовностью следовать техническим и технологическим стандартам и регламентам при проведении опытно-конструкторских работ и осуществлении производственно-технологической деятельности, готовностью к разработке новых стандартов и регламентов и их внедрению (ПК-7);

- готовностью к проведению реинжиниринга технологий и бизнес-процессов на базе современных достижений науки и техники (ПК-8);

- готовностью управлять наукоемкими инновациями на основе проектной парадигмы (ПК-9);

- готовностью организовывать и управлять междисциплинарной проектной командой, обеспечивать необходимое разделение ролей и обязанностей, организовывать внутрикомандную кооперацию в ходе осуществления сложных междисциплинарных проектов (ПК-10);

- готовностью выбрать, обосновать, спроектировать и реализовать организационно-правовую форму сопровождения конкретного инновационного проекта, способностью к использованию в деятельности организации современных прикладных стандартов и инструментов в области управления проектами, систем управления качеством, оценки инвестиций и бизнеса, моделирования бизнес-процессов, реинжиниринга (ПК-11);

- готовностью осуществлять экспертизу наукоемких инновационных проектов с учетом социальных и экологических последствий инновационной деятельности (ПК-12);

- готовностью управлять исследованиями и разработками в крупных компаниях с учетом организационных аспектов осуществления инноваций в крупных компаниях (ПК-13);

- готовностью правильно выбрать форму защиты интеллектуальной собственности конкретного новшества, умением и готовностью осуществить патентный поиск и проверку патентной чистоты, подготовить патентную заявку (ПК-14);

- готовностью осуществлять управление финансами малой технологической компании, умением выполнять анализ финансовой отчетности высокотехнологических компаний (ПК-15);

- готовностью разрабатывать бизнес-план конкретного инновационного проекта, включая разработку продукта, технологии, анализ рынка, развитие бизнеса, подготовку к публичности (ПК-16);

- готовностью проводить оценку эффективности и финансовой реализуемости инновационных проектов с целью принятия решений об осуществлении посевных или венчурных инвестиций (ПК-17);

- готовностью сгенерировать инновационное предложение под заданную проблему или под заданную технологическую идею, готовностью разрабатывать инновационный проект для реализации инновационного предложения, привлечь необходимые финансовые, материальные и человеческие ресурсы и организовывать его эффективное исполнение (ПК-18);

- готовностью привлечь для нового бизнеса посевные и венчурные финансовые ресурсы бизнес-ангелов, посевные и венчурные фонды (ПК-19);

- готовностью реализовывать в виде юридического лица организационно-правовую форму сопровождения конкретного инновационного проекта и обеспечивать его реализацию с целью вывода на рынок новой высокой технологии, нового продукта, новых услуг (ПК-20).

ВКРпредставляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в области экономики и управлениянаукоемкими технологиями. ВКР выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по направлению подготовки и применение этих знаний при решении исследовательских инаучно-практических задач.

Студент, являясь автором ВКР, несет персональную ответственность за ее содержание, правильность расчетов и оформление. Отступление от требований, указанных в данном учебно-методическом пособии, как правило, влечет за собой снижение оценки за выполнение ВКР.

Выпускные квалификационные работы проверяются на плагиат. Уровень оригинальности текста должен быть не ниже 65%.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структурными элементами ВКР по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций»являются(Приложение 3):

1. титульный лист (Приложение 4);

2. задание на ВКР (Приложение 5);

3. реферат (Приложение 6)

4. содержание(Приложение7);

5. введение;

6. основная часть;

7. заключение;

8. обозначения и сокращения (глоссарий) – при необходимости;

9. библиографический список (пример оформления –Приложение 8);

10. приложения;

11. Авторская справка (Приложение 11)

 

Все составные элементы ВКР, а также разделы основной части должны начинаться с новой страницы.

Наименования (заголовки) составных элементов ВКР печатаются прописными буквами без их подчеркивания. Все они, за исключением разделов основной части, приводятся в тексте без цифрового обозначения и центрируются. Порядок нумерации разделов основной части работы и их составных частей приведен в подразделе 3.5данного учебно-методического пособия.

Выпускная квалификационная работа представляет собой работу научной направленности, выполняемую студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной образовательной программе подготовки магистра.

Выпускная квалификационная работа должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом по материалам, собранным им лично в ходе кабинетных и полевых исследований за период научно-исследовательской практики.

Выпускная квалификационная работа должна содержать теоретическую и практическую часть, отличаться от выпускной квалификационной работы бакалавра глубиной теоретической проработки проблемы, а от дипломной работы специалиста – научной направленностью.

Тема выпускной квалификационной работы должна, как правило, соответствовать направленности научно-исследовательских работ, определенных кафедрой.Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ для студентов направления 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» представлен в приложении 1.

Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы – не менее 90 страниц печатного текста без списка литературы и приложений.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в определенных разделах настоящих методических рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа подлежит обязательному рецензированию. Для проведения рецензирования выпускной квалификационной работы указанная работа направляется организацией одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками кафедры, либо факультета (института), либо организации, в которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы и представляет в организацию письменную рецензию на указанную работу.

Брошюровку ВКР осуществлять строго в указанной последовательности. К ВКР в обязательном порядке прилагается отзыв научного руководителя (Приложение 9) и рецензия на ВКР (Приложение 10). Отзыв научного руководителя и рецензия не брошюруется, а вкладывается в кармашек папки-скоросшивателя.

Титульный лист

На титульном листе должны быть указаны следующие сведения: наименование министерства, университета, института, факультета, где обучается студент, название кафедры, по которой выполняется ВКР, название темы работы, подписи и фамилии студента, руководителя. В выпускной квалификационной работе указываются консультанты (если есть), а также пометка заведующего выпускающей кафедры о ее допуске к защите.

Название темы работы печатается заглавными буквами 14 шрифтом, а весь остальной текст титульного листа 14 шрифтом строчными буквами.

Титульный лист является первым листом ВКР и входит в общую нумерацию страниц. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы в приложении 4.

 

Задание на ВКР

Перед составлением задания должны быть утверждены темы ВКР (приказом ректора ВятГУ). Темы ВКР утверждаются на основании заявления студента. В заявлении указывается тема ВКР, фамилия и должность ее руководителя. Задание согласовывается с заведующим выпускающей кафедрой. Образец заявления об утверждении темы ВКР представлен в приложении 12.

В случае выполнения ВКР по заявке предприятия к работе прикладывается заявка организации на подготовку выпускной квалификационной работы студентом. Образец заявки представлен в приложении 13.

Выполнение заявки, качество подготовленной работы по возможности подтверждается справкой от предприятия «О результатах (возможности) внедрения выпускной квалификационной работы». Образец справки представлен в приложении 14.

В случае необходимости изменения темы ВКР или уточнения ее названия после предварительного исследования и проработки вопросов студент должен написать новое заявление. Оно визируется руководителем ВКР, согласуется с заведующим выпускающей кафедрой. На основе этого заявления издается приказ ректора об изменении и уточнении темы выпускной квалификационной работы. Образец оформления заявления об изменении или уточнении темы ВКР приведен в приложении 15.

Задание является основой для выполнения ВКР. Задание составляется и заполняется руководителем работы совместно со студентом, подписывается консультантами (если такие имеются) и утверждается заведующим кафедрой. Оно выдается студенту перед началом выполнения работы в соответствии с графиком учебного процесса.

Задание на ВКР в процессе ее выполнения может быть откорректировано руководителем в соответствии с результатами предварительной проработки вопросов темы. Окончательный вариант задания на ВКР снова подписывается ее руководителем, студентом, консультантами и утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

В состав ВКР включается только окончательный вариант задания.

Требуемая форма задания на ВКР приведена в приложении 5.

 

Реферат

Реферат – краткое изложение ВКР, выражающее основное смысловое содержание, сущность выполненной работы. Он помогает предварительно определить целесообразность обращения к данной ВКР. Реферат должен иметь следующую структуру:

- библиографическое описание работы;

- список ключевых слов;

- текст реферата.

В библиографическом описании должны содержаться следующие сведения: фамилия и инициалы студента, полное наименование темы работы, вид работы, сокращенное название вуза и кафедры, инициалы и фамилия руководителя работы, название города, где находится вуз, год выполнения работы, количество страниц текста (без учета страниц приложений), количество рисунков, таблиц (без учета их количества в приложениях), источников информации в списке использованных источников, приложений.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР. Словосочетания допускаются не более чем из трех слов. Ключевые слова должны логически связать наименование темы работы с текстом реферата и дать максимально сжатую информацию о направлении исследований и расчетов, изложенных в работе.

Ключевые слова приводят после библиографической записи через 3 межстрочных интервала и печатают с красной строчки прописными (заглавными) буквами в строку через запятую. В конце списка ключевых слов точка не ставится.

В тексте реферата указывается:

- объект исследования;

- цель работы;

- конкретные результаты работы;

- выводы (оценки, предложения).

Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным, следует избегать сложных грамматических оборотов. Реферат должен содержать 1200…2000 знаков, т.е. должен помещаться на одном листе. Образец выполнения реферата ВКР приведен в приложении 6.

 

Содержание

В содержании приводятся наименования составных элементов, а также разделов и подразделов основной части ВКР с указанием их порядкового номера и номера страницы, с которого начинается соответствующий элемент.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка посередине страницы прописными буквами. После слова «СОДЕРЖАНИЕ» двоеточие не ставится. В «СОДЕРЖАНИИ» наименование составных элементов, разделов и подразделов основной части записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Составные элементы «Титульный лист», «Задание», «Определения, обозначения и сокращения», «Реферат», в содержание не включаются. Лист с «Содержанием» нумеруется и является вторым листом ВКР.

В содержании названия всех приложений должны быть указаны.

Образец написания элемента «содержание» в приложении 7.

Введение ВКР

 

Введение выпускной квалификационной работы отражает логику проведенного исследования и позволяет оценить степень проработанности темы. Введение является самостоятельной частью работы, которая ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во Введениинеобходимо отразить следующее:

- обоснование выбора темы, ее актуальность;

- характеристику степени разработанности темы в отечественной и мировой науке;

- формулировку проблемы исследования;

- основную цель и задачи работы;

- объект и предмет исследования;

- научную новизну;

- методы исследования;

- характеристику практическойзначимости исследования;

- структуру работы.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности разрабатываемой темы ВКР. Актуальность темы ВКР указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и имеющимися средствами их удовлетворения в настоящее время. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления в области управления персоналом, касающиеся рассматриваемых в ВКР вопросов. Практическое значение темы ВКР подчеркивается ее важностью в решении общих проблем организации и осуществления управления инновациями.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование,что планируется получить в результате. Достижение цели выпускной квалификационной работы ориентирует магистрантов на решение выдвинутой проблемы вдвух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи работы представляют собой достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – этонаиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Во введении отмечается, что теоретической и методологической основой исследования служат труды ведущих в данной области отечественных и зарубежных ученых (указываются наиболее авторитетные авторы), законодательство, а также указываются те или иные применяемые в работе методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.п.) и инструменты (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п.).

Характеристика практической значимости позволяет оценить способность магистранта применять полученные навыки и умения к анализу конкретного объекта исследования, апробации полученных результатов.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части, объем работы в страницах без приложений, количество используемых в работе источников литературы.

Стиль изложения введения – тезисный.По объему введение должно составлять в среднем 5 % от общего количества текстового материала (т.е. 3-4 страницы).

Основная часть ВКР

В основной части выпускной квалификационной работы магистрадолжно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа (при необходимости), а также возможные пути решения поставленных целей и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления в рамках выпускной квалификационной работы.

 

Основная часть ВКР должна включать четыре части:

- теоретическая часть;

- аналитическая часть;

- проектная часть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: