Формулирование гипотезы

 

На следующем очень важном этапе происходит формулирование гипотезы и определение переменных исследования. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.

Гипотезы могут быть описательного характера (предполагается существование какого-либо явления), объяснительного (предположение о причинах того или иного явления) и описательно-объяснительного характера. Гипотеза должна включать в себя, как правило, лишь одно положение, в неё нельзя включать неоднозначные понятия и категории. При формулировке гипотезы требуется безупречное стилистическое оформление и логическая простота.

Признаки правильной гипотезы по П. Фрессу:

1) она должна быть адекватной поставленному вопросу (проблеме);

2) гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания по данной проблеме;

3) она должна быть доступной для проверки.

Построение и развитие гипотезы имеют следующие этапы:

1) выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой;

2) формулировка гипотезы, объясняющей данные факты;

3) выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий;

4) сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, научными законами;

5) превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречие с ранее известными законами науки (Иващенко).

Таким образом, в дипломной работе может быть сформулирована одна общая гипотеза и система вытекающих из нее частных гипотез. Экспериментальная гипотеза, как правило, формулируется в виде импликативного высказывания: «Если..., то...». поскольку гипотеза является научным утверждением вероятностного характера, то ее формулировка может начинаться также со слов: «существует взаимосвязь …» или «существуют различия …».

В формулировке гипотезы должны присутствовать конкретные понятия и категории. Гипотеза должна содержать предмет и объект исследования, также указывается характер предполагаемых отношений между выделенными переменными.

Научная гипотеза должна быть конкретизирована и операционализирована. После формулировки гипотезы проводится эмпирическая интерпретация основных понятий, входящих в ее состав, то есть происходит поиск показателей, которые могут быть зафиксированы, измерены в ходе эмпирического исследования. Эти показатели называются индикаторами. Они определяются в зависимости от методов и методик, используемых в исследовании.

 

Формирование выборки

 

Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут участвовать в данном психологическом исследовании, обозначают как генеральную совокупность. Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например, разными уровнями интеллекта, эмпатии, агрессивности. Для того чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследования.

Объем выборки принципиально важен, поскольку только при использовании адекватной выборки можно получить достаточно полную и точную картину изучаемого психического феномена. Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность.

Репрезентативность — представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространять выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции.

Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими целями и задачами. Широко распространенной исследовательской стратегией является сравнение двух или более групп испытуемых (обучаемых, обследуемых...) по определенным параметрам. Часто сравнение производят между экспериментальной и контрольной группами. В этом случае испытуемых необходимо правильно распределить по экспериментальной и контрольной группам, чтобы все группы были эквивалентными. Это значит, что группы должны быть равноценными по возрасту, полу, уровню общего развития, социальному положению и т.д. В качестве равноценных групп могут выступать представители однородной во многих отношениях популяции: ученики одного класса, студенты одной специальности и т.д.

В дипломной работе достаточной может быть выборка 60–80 человек. Определение объема выборки в значительной степени зависит от поставленной цели, объекта исследования, количества и состава используемых методик. Поэтому названные числа являются ориентировочными. Основанием для уменьшения названных объемов может выступить, например, использование клинического подхода (использование большой совокупности разноплановых данных о каждом индивиде), обследование редкой категории людей (расширение объема такой выборки невозможно или крайне трудно), использование трудоемких методик, дающих большую информацию об объекте исследования. Важно помнить, что при обработке данных часть протоколов может быть забракована из-за отсутствия ответов на все вопросы методики, наличия неправильно заполненных бланков и других причин. Поэтому объем выборки рекомендуется увеличивать на 5–10 % больше указанного ранее объема.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: