Модальность образовательной среды


 

«Свобода» - «Зависимость». С. З.
Большинством членов педагогического коллектива, личности; а  
работающих с учащимся, на первое место ставятся интересы и ценности группы. б  
В большинстве случаев в процессе взаимодействия преподаватель подстраивается к учащемуся; а  
  учащийся подстраивается к преподавателю. б  
Большинством членов индивидуальная форма образования; а  
педагогического коллектива осуществляется групповая (коллективная) форма образования. б  

 

«Активность» - «Пассивность» А. П.
Большинством членов практикуется; а  
педагогического коллектива наказание учащегося не практикуется. б  
Большинством членов педагогического коллектива стимулируется; а  
проявление учащимся какой-либо инициативы не стимулируется. б  
Большинством членов педагогического коллектива те или поощряются; а  
иные творческие проявления ребёнка не поощряются. б  
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ(пешком, на городском и пригородном транспорте)  
    Практически не проводятся  
  проводятся, но не для всехучащихся 0,2
  Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
  Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие 0,7
  Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) 1,25
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
  ПУТЕШЕСТВИЯ
  Практически не бывает  

 



 



www.yasvin.ru

 

 

 

 

 

  Не для всехучащихся 0,2
Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие 0,5
Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие 0,7
Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

 

 

 

 

 

 

ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (театры, концерты, выставки и т.д.)  
  Практически не бывает  
Не для всехучащихся 0,2
Каждый школьник раз в пол годаимеет возможность посещения 0,5
Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения 0,7
Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

 

 

ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ  
  Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится  
Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 0,1

 

Производится систематический приём школьниковиз других учебных заведений 0,3

 

Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.) 0,7

 

Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25

 

Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

 

 

 

 

 

 

ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ  
  Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится  
Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер 0,1
Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в другихучебных заведениях 0,3
Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работаютв школе (классе) 0,7
Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателямис другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)

 

ГОСТИ  
  Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко  
     

www.yasvin.ru

 

 

 

 

 

  Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами + 0,1
Родители активно привлекаются к воспитательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки) + 0,2
Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. + 0,4
Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей + 0,55
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД  
  Кроме занятий в своём классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей  
Некоторое учащиесяимеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубахпо интересам 0,1
Каждый учащийсяможет заниматься в кружках, секциях, клубахпо интересам 0,2
Учащиеся имеют возможности выбора класса(профильного, по уровню подготовленности школьников) + 0,4  
Учащиеся имеют возможности выбора учителей +0,5 5
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)  

 

 

 

 

 

 

ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
  Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые  
Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает 0,3
Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 0,8
Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).  
Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(«Интернет») 1,25
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)

 

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ  

www.yasvin.ru

 

 

 

 

  К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.)  
Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта 0,5
Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта  
  Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования  
  Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам(например по программам вуза) 2,5
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)  

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ  
  Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п.  
Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы  
После уроков учащиеся обычно остаются в школедля консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школепосле занятий) 1,5
После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания  
Практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например в специализированных интернатах и т.п.) 2,5
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА  
  Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения  
В выходные днидля учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) + 0,5
На осенних, зимних и весенних каникулахбольшинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) + 0,7
На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. + 0,8

 

Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) 2,5

 

Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)

 

 

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ  
  В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведенииучащимися усвоенного материала  
Некоторые педагоги на отдельных занятияхиспользуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) 0,5
Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и  

www.yasvin.ru

 

 

 

 

  методы образования  
Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении 1,5
Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами 2,5
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла)

 

 

 

 

 

 

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ  
  Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.  
Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения 0,3
История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением 0,5
Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения  
Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представлениеоб истории данного учебного заведения 1,4
Другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4)  

 

 

 

 

 

 

 

 

СИМВОЛИКА
  Учебное заведение не имеетникаких элементов собственной символики. Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей  
Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название(школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают + 0,25
Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) + 0,25
Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия + 0,25
Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях + 0,25
Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения +0,25
Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят + 0,25
Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)

www.yasvin.ru

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ  
  Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер  
Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения +0,1
Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения +0,2
Ведётся летопись учебного заведения(оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) +0,3
Торжественно отмечаются юбилейные датыучебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка +0,4
Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения +0,5
Другое, вместо предложенного, (не превысить 1,5 по данному блоку)  

 

 

 

 

 

 

 

СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ  
  Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер  
Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году 0,2
Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками 0,6
Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка 0,9
Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь 1,2
Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения 1,4
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)  

 

 

 

 

АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ
  Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты  
Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению 0,3
Практически весь коллективохотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи 0,6
Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 1,4
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

 

www.yasvin.ru

 

 

 

 

 

АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  
  Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
Значительная частьучащихся охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению 0,3
Практически все учащиесяохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 1,4
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

 

 

 

 

 

АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ  
  Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)  
Значительная частьродителей охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению 0,3
Практически все родителиохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи 0,6
Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения  
Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении 1,4
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ  
итоговый балл  
коэффициент модальности  
КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ  
  Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются  
Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований 0,4
В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей 0,8
Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду 1,4
В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагогиданного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию 1,7
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |

www.yasvin.ru

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ  
  Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции»  
Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе 0,4
Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления 0,6
В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом  
Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов 1,7
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)  
ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ________  
  Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется ____________________________________    
  На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса   +0,5  
  Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений +0,8  
  Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения     1,2
  Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения 1,6
  Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)  

 

 

 

 

 

 

ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепциисвоего учебного заведения  
Учащимся рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения 0,4
Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы 0,8
Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения 1,2
Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов 1,7
Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)

www.yasvin.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: