| «Свобода» - «Зависимость». | С. | З. | |
| Большинством членов педагогического коллектива, | личности; | а | |
| работающих с учащимся, на первое место ставятся интересы и ценности | группы. | б | |
| В большинстве случаев в процессе взаимодействия | преподаватель подстраивается к учащемуся; | а | |
| учащийся подстраивается к преподавателю. | б | ||
| Большинством членов | индивидуальная форма образования; | а | |
| педагогического коллектива осуществляется | групповая (коллективная) форма образования. | б |
| «Активность» - «Пассивность» | А. | П. | |
| Большинством членов | практикуется; | а | |
| педагогического коллектива наказание учащегося | не практикуется. | б | |
| Большинством членов педагогического коллектива | стимулируется; | а | |
| проявление учащимся какой-либо инициативы | не стимулируется. | б | |
| Большинством членов педагогического коллектива те или | поощряются; | а | |
| иные творческие проявления ребёнка | не поощряются. | б |
| ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
| итоговый балл | ||
| коэффициент модальности | ||
| МЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ(пешком, на городском и пригородном транспорте) | ||
| Практически не проводятся | ||
| проводятся, но не для всехучащихся | 0,2 | |
| Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | |
| Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие | 0,7 | |
| Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | | ||
| ПУТЕШЕСТВИЯ | ||
| Практически не бывает |
www.yasvin.ru
| Не для всехучащихся | 0,2 | |
| Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | |
| Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие | 0,7 | |
| Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (театры, концерты, выставки и т.д.) | ||
| Практически не бывает | ||
| Не для всехучащихся | 0,2 | |
| Каждый школьник раз в пол годаимеет возможность посещения | 0,5 | |
| Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения | 0,7 | |
| Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ОБМЕН УЧАЩИМИСЯ | ||
| Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | ||
| Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | |
| Производится систематический приём школьниковиз других учебных заведений | 0,3 | |
| Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодёжные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | |
| Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ОБМЕН ПЕДАГОГАМИ | ||
| Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | ||
| Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер | 0,1 | |
| Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в другихучебных заведениях | 0,3 | |
| Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работаютв школе (классе) | 0,7 | |
| Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателямис другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ГОСТИ | ||
| Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | ||
www.yasvin.ru
| Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами | + 0,1 | |
| Родители активно привлекаются к воспитательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, весёлые старты, творческие выставки) | + 0,2 | |
| Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | + 0,4 | |
| Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей | + 0,55 | |
| Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИКРОСРЕД | ||
| Кроме занятий в своём классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | ||
| Некоторое учащиесяимеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубахпо интересам | 0,1 | |
| Каждый учащийсяможет заниматься в кружках, секциях, клубахпо интересам | 0,2 | |
| Учащиеся имеют возможности выбора класса(профильного, по уровню подготовленности школьников) | + 0,4 | |
| Учащиеся имеют возможности выбора учителей | +0,5 5 | |
| Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ШИРОТА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ | ||
| Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещённые | ||
| Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | |
| Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | |
| Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | ||
| Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(«Интернет») | 1,25 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
| ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |
| итоговый балл | |
| коэффициент модальности | |
| УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ |
www.yasvin.ru
| К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | ||
| Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 | |
| Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта | ||
| Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования | ||
| Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам(например по программам вуза) | 2,5 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
| УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ | ||
| Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | ||
| Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | ||
| После уроков учащиеся обычно остаются в школедля консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школепосле занятий) | 1,5 | |
| После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объёмные домашние задания | ||
| Практически всё время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
| ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА | ||
| Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения | ||
| В выходные днидля учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | + 0,5 | |
| На осенних, зимних и весенних каникулахбольшинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | + 0,7 | |
| На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | + 0,8 | |
| Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
| ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ | ||
| В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведенииучащимися усвоенного материала | ||
| Некоторые педагоги на отдельных занятияхиспользуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 | |
| Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и |
www.yasvin.ru
| методы образования | ||
| Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении | 1,5 | |
| Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
| ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
| итоговый балл | ||
| коэффициент модальности | ||
| УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ОБ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ | ||
| Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | ||
| Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения | 0,3 | |
| История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 | |
| Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения | ||
| Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представлениеоб истории данного учебного заведения | 1,4 | |
| Другое, вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4) |
| СИМВОЛИКА | ||
| Учебное заведение не имеетникаких элементов собственной символики. Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | ||
| Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своё особое название(школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | + 0,25 | |
| Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | + 0,25 | |
| Учебное заведение имеет своё знамя, которое хранится на видном почётном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия | + 0,25 | |
| Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | + 0,25 | |
| Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения | +0,25 | |
| Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | + 0,25 | |
| Другое, вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) |
www.yasvin.ru
| ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОСТИ | ||
| Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | ||
| Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения | +0,1 | |
| Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 | |
| Ведётся летопись учебного заведения(оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 | |
| Торжественно отмечаются юбилейные датыучебного заведения, к этим торжествам ведётся долговременная подготовка | +0,4 | |
| Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 | |
| Другое, вместо предложенного, (не превысить 1,5 по данному блоку) |
| СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ | ||
| Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | ||
| Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году | 0,2 | |
| Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками | 0,6 | |
| Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 | |
| Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 | |
| Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
| АКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ | ||
| Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | ||
| Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликаются на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 | |
| Практически весь коллективохотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи | 0,6 | |
| Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
| Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
www.yasvin.ru
| АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
| Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
| Значительная частьучащихся охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | |
| Практически все учащиесяохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | |
| Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
| Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
| АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ | ||
| Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
| Значительная частьродителей охотно откликаются на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | |
| Практически все родителиохотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | |
| Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
| Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
| ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
| итоговый балл | ||
| коэффициент модальности | ||
| КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ | ||
| Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | ||
| Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 | |
| В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 | |
| Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 | |
| В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагогиданного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | | |
www.yasvin.ru
| КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ | |||
| Серьёзной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции» | |||
| Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остаётся малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 | ||
| Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом чёткого представления | 0,6 | ||
| В учебном заведении реализуется определённая образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | |||
| Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 | ||
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |||
| ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ________ | |||
| Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется ____________________________________ | |||
| На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 | ||
| Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 | ||
| Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 | ||
| Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 | ||
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
| ВКЛЮЧЁННОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
| Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепциисвоего учебного заведения | ||
| Учащимся рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | |
| Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьёз рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 | |
| Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 | |
| Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 | |
| Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
www.yasvin.ru