Работа — пища нашей жизни, удовольствия — ее десерт.
Б. Форбс
Методическая работа — основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете — на рост уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся образовательных учреждений.
Научно-методическая работа подразумевает:
1) организацию исследований по выявлению состояния качества образовательного процесса;
2) организацию исследований по актуальным проблемам профессионального образования;
3) разработку критериальной, нормативной и инструментальной базы для оценки качества образовательного процесса;
4) координацию научных исследований в подразделениях учебного заведения;
5) обеспечение работ по научно-методическому сопровождению образовательного процесса;
6) подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации;
7) обеспечение процесса повышения научно-педагогической квалификации преподавателей;
|
|
8) организацию научных конференций по актуальным проблемам, исследуемым в образовательном учреждении, и т.д.
Основные задачи методической работы:
- выявление потребностей педагогических работников в услугах методической службы; разработка конкретных мероприятий по обеспечению необходимых условий педагогическим коллективам для работы в новых социально-педагогических условиях;
- разработка нового содержания и форм методической работы в условиях инновационной деятельности учебного заведения с учетом интересов практических работников;
- разработка программ развития образовательного учреждения в целях создания учебного заведения нового типа;
- отказ от жесткого централизованного планирования в вопросах внедрения передового педагогического опыта; использование этого опыта на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого учебного заведения и профессиональной подготовки каждого педагога; оперативное тиражирование материалов педагогического опыта;
- создание широкой сети экспериментальных площадок, авторских школ, региональных и всероссийских школ передового опыта.
Методическая работа в образовательном учреждении (ОУ) осуществляется под руководством администрации, так как методическая служба создается ее решением и утверждается приказом по ОУ.
Управленческое направление методической работы заключается в создании педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям педагогического процесса в условиях реализации требований государственного стандарта; формировании информационного банка данных учебной документации, научной, учебной и учебно-методической литературы; организации разработки комплекса методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; подготовке педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; организации и руководстве работы педагогического (методического) кабинета — центра методической работы образовательного учреждения по повышению качества профессионального образования.
|
|
Педагогическое направление методической работы имеет целью оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования.
Научное направление методической работы заключается в организации опытно-экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения; создании экспериментальных площадок по изучению и апробированию учебно-программной документации в условиях стандартизации профессионального образования; оказании помощи научным организациям в проведении экспериментальной работы в области психологии, педагогики, новых технологий профессионального обучения, осуществляемой на базе образовательного учреждения; проведении научно-практических конференций; оказании помощи администрации образовательного учреждения в мониторинге введения образовательных стандартов в практику его работы.
Организационно-содержательные условия практической деятельности методической работы:
- наличие банка информации, доступного для педагогов;
- создание системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалификационную оценку деятельности или ее отдельных этапов;
- наличие консультативной помощи;
- наличие координационного центра, обеспечивающего как взаимодействие педагогов, занимающихся близкими проблемами, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учебного заведения.