double arrow

Контрольно-оценочный компонент образовательного процесса ДОУ

3

Результат образовательной работы – уровень развития ребенка (согласно требованиям программы), приращения в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников.

ФГТ определяют в качестве результатов освоения детьми содержания ООП и результатов реализации педагогического процесса интегративные качества личности ребенка. Для контроля качества педагогического процесса, его результативности, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура - мониторинг В ФГТ отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.

Понятие мониторинг применительно к сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы. Такая система обеспечивает непрерывное слежение за е состоянием и прогнозирование развития.

Использование мониторинга в образовательном процессе ДОУ позволяет:

- обеспечить постоянный (а не эпизодический как при обычной практике контроля) сбор информации об объекте контроля;

- делает возможным изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

-обеспечивает компактность, минимальность измерительных процедур и оптимальность включения их в образовательный процесс.

Структура мониторинга:

1. Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона) и опреационализация мониторинга (определение показателей, критериев и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдений за объектом и использованием комплекса методов диагностики

3. Обработка и анализ полученной информации

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта мониторинга на основе полученной информации и педагогическое прогнозирование

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Что изучается с помощью мониторинга в ДОУ?

1. Качество результатов деятельности ДОУ (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью ДОУ).

2. Отслеживание качества образовательного процесса в ДОУ (качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей по реализации ООП).

3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ: ресурсы и условия для реализации ООП (кадровый потенциал, развивающая среда ДОУ)

Как организуется мониторинг в ДОУ? В ФГТ указано, что проведение процедуры мониторинга усвоения детьми содержания ООП должно быть этапным (неоднократным), эта процедура должна позволять выявлять динамику достижений детей, не приводить к перегрузке воспитанников и не нарушать хода образовательного процесса. Сегодня предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду. Так, например, авторы примерной ООП ДО «детство» полагают, что режим организации мониторинга включает в себя первичный этап и итоговый этап. Первичная диагностика проводится в течение сентября. Она позволяет выявить наличный уровень развития ребенка, уровень его начальных образовательных достижений, своевременно выявить проблемы и трудности ребенка, составить индивидуальный образовательный маршрут. Итоговая диагностика в конце учебного года позволяет оценить степень решения сотрудниками поставленных задач, определить перспективы дальнейшего проектирования образовательного процесса. Авторы полагают, что возможна ее и промежуточная диагностика, которую следует проводить выборочно с теми детьми, которые обнаруживают существенные проблемы.

Авторы программы довольно детально прописывают технологию проведения мониторинга, предлагают свои формы фиксации результатов этой процедуры, методики диагностики (скрининг–диагностика), критерии и показатели оценки образовательных достижений и достижений развития ребенка.

г) логика образовательного процесса

Рассмотрение образовательного процесса как деятельности по его построению, организации и осуществлению обращает нас к необходимости выделения логики образовательного процесса в ДОУ (его этапов).

Выделяют в образовательном процессе ДОУ три этапа:

Подготовительный - на этом этапе определяется цель, задачи, выясняется состояние процесса относительно этой цели и задачи (ресурсы, достижения воспитанников, возможности педагога и т.д.), прогнозируется результат и схема процесса, осуществляется отбор содержания, методов и средств достижения поставленных целей и задач. Итог этого этапа - план работы воспитателя.

Основной – связан с осуществлением запланированного, оперативным контролем за ходом педагогического процесса и его промежуточными результатами. Такой контроль позволяет выявить недочеты плана, осуществить его своевременную коррекцию

Третий - заключительный этап - связан с анализом результатов деятельности.

3) Образовательная программа как содержательная основа образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

а) история разработки образовательных программ для дошкольных учреждений;

Долгое время педагогический процесс в детских садах строился без основы на принцип программности, хоты авторские системы воспитании маленьких детей включали в себя такой компонент как программа (Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др).

Данный принцип был сформулирован в период развития советской системы общественного дошкольного воспитания. В 1928 году на одном из съездов по дошкольному воспитанию было принято решение о создании программы для детского сада. Длительное время разрабатывались теоретические подходы, принципы построения таких программ, их различные варианты.

Первый проект программы для детского сада был издан в 1932 году. Он состоял из двух частей. Первая часть была построена по видам детской деятельности, вторая - по организующим моментам. В первую часть вошли разделы: общественно – политическое воспитание, трудовое, физическое воспитание, музыкально – двигательная работа, изо – деятельность, математика, грамота. Во вторую часть вошли организующие моменты. Так для каждой группы (каждого года) было предусмотрено по 16 таких моментов, которые распределялись по сезонам. Например, в весенний квартал предусматривалась работа по организации среды для игр и занятий детей в детском саду, участие детей в подготовке и проведении праздника Первомая, организация участка для игр и занятий на воздухе. В этой части программы указывалась примерная тематика организующих моментов, сроки их проведения (от 12 до 25 дней) К каждому моменту определялись: методические рекомендации(какие сведения из каких разделов первой части программы следует «проработать» в этот организующий момент), содержание каждого момента (беседы, пение, рисование), текущая программная работа и ее продолжительность, общественно-педагогическая работа (беседы с родителями, работа с общественностью). Достоинствами данного программного документа являлось то, что была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми как для детского сада в целом, так и для отдельных групп, это должно было упорядочить работу детского сада, сделать ее последовательной и целенаправленной. Недостатки программы: не в полной мере программа обеспечивала учет возрастных закономерностей и особенностей развития детей дошкольного возраста, ее содержание было явно перегружено познавательным материалом, слишком политизировано, мало внимания в нем уделялось игре и развитию речи детей. Н.К. Крупская дала такую оценку данному проекту программы: в свое время организующий момент имел большое значение, потому что работа детского сада по традиции была очень бессознательна. Мне кажется, что впервые был поднят вопрос об организующем моменте для того, чтобы давать детям более углубленные представления, может быть не начинять детей политикой, но сблизить с тем, чем живет страна…. В то же время запас знаний, которые дети получают не закрепляется, ребенку надо приобрести знания, а ему даются лозунги, причем почти одно и то же дается каждый год».

В соответствии с учетом недостатков проекта в 1934 году вышел новый документ «Программы и внутренний распорядок детского сада». Документ включал в себя разделы: общественное воспитание, физическое и воспитание, игры, художественное воспитание, рисование, лепка и трудовые занятия, занятия с книгой и картинкой, развитие детской речи, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений и навыков письма, занятия по чтению и письму.

Составители программ попытались максимально, насколько это было доступно в тот период становления детской психологии и дошкольной педагогики, учесть возрастные особенности детей, ими был пересмотрен и сокращен объем знаний для детей, уделено значительное внимание здоровью ребенка, игре, формированию культурно – гигиенических навыков. Но все – таки в этом документе в отдельных случаях неоправданно завышались возможности детей, особенно в той части, которая касалась формирования трудовых навыков детей (детям старшего возраста предлагалось сколотить ящики, работать с пилой).

В программах не вводилось обучение на занятиях, основным типом занятий с детьми 6-7 лет являлись занятия по свободному выбору детей под наблюдением и руководством педагога. По-прежнему, недостаточно уделялось внимание игре и ее роли в развитии ребенка – дошкольника. За каждым возрастом. Жестко закреплялись те или иные достижения развития (так ребенок в 3,5 года должен был называть то, что изображено на картинке - не ранее и не позднее).

В ноябре 1937 года эти программы были отменены. В 1938 году вышел в свет «Устав детского сада и программно – методические указания «Руководство для воспитателя детского сада». Данные документы стали обязательными для всех детских садов. В Уставе обозначалось, что цель работы с дошкольниками состоит в воспитании в духе коммунизма, во всестороннем развитии ребенка. В нем же определялись принципы комплектования детского сада, его задачи, структура детского сада. Указывалось, что работа в детском саду должна строиться на родном языке. Требования устава - воспитатель должен иметь специальное образование.

В новом руководстве для воспитателей обозначались основные направления и разделяя воспитания: игра, физическое, музыкальное воспитание, знакомство с природой, развитие речи, формирование элементарных математических представлений. Были полностью сняты разделы общественного воспитания, занятия по чтению и письму. В методическом руководстве четко определялась ведущая роль педагога в образовательном процессе, реализовался принцип системности и последовательности работы с детьми, была сделана попытка реально сочетать коллективное воспитание с учетом индивидуальности ребенка. Крупская анализируя методическое руководство отмечала, что все-таки данная программа оторвана от реальной жизни, обходит ряд трудных вопросов - например неполно раскрыт вопрос о питании детей, о предупреждении утомляемости. В программе не уделено совсем внимания знакомству детей с социальной действительностью, трудом человека. Не обозначено как организовать общение ребенка со взрослым.

Переработанный вариант руководства был издан в 1948 году не переиздавалось вплоть до 60 годов. В 1953 году вышло новое «Руководство для воспитателей детского сада». Этот документ имел структуру, максимально приближенную к структуре современных программ: в нее входили разделы-задачи и содержание работы детского сада, по трем возрастным группам и по работе с родителями. Для каждой возрастной группы определялись возрастные особенности детей, организация жизни детей и воспитание их поведения, физическое воспитание, игры, развитие речи и ознакомление с окружающим, обучение счету, рисование, лепка, аппликация и конструирование, музыкальное воспитание. Кроме того, программа включала в себя содержание образовательной работы с детьми на специально организованных занятиях с использованием организованного обучения. Так, например, для детей среднего возраста предусматривались 4 занятия по родному языку и ознакомлению с окружающим, 4 занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации, 4 занятия по музыкальному воспитанию, одно занятие по развитию движений, одно занятие по обучению счету. Определялась и продолжительность занятий - первой до 20 минут, втрое - до 15 минут. В данном руководстве не нашли своего отражения вопросы связанные с развитием детской игры, трудовым воспитанием, развитием творчества детей.

В 1962 году вышла в свет Программа воспитания детей в детском саду. Она была построена на основе научных достижений в области дошкольной педагогики и детской психологии. Данная программы выдержала 9 переизданий, была высоко оценена мировым педагогическим сообществом, имела высокие результаты внедрения, обеспечивала высокие показатели развития дошкольников. В ней было обобщено все, что длительное время нарабатывалось в практике общественного дошкольного воспитания. В данной программе содержание (задачи и содержание педагогического процесса) отделялось от методических рекомендаций по организации работы с детьми. В 1984 году в свет вышла Типовая программа для детских садов: программа воспитания и обучения детей в детском саду, на основе которой разрабатывались программы для всех союзных республик, в том числе для России. Это была научно обоснованная программа, ее содержание широко обсуждалось всей научной и педагогической общественностью страны, в ней впервые было четко определено место специально организованного обучения детей в системе педагогической работы. Авторы программы воспитания и обучения в детском саду следующим образом обосновали необходимость ее разработки: психолого-педагогические исследования в области физического, умственного воспитания детей, дошкольной дидактики и психологии, проведенные институтом дошкольного воспитания АПН СССР, научно – педагогическими учреждениями союзных республик показали большие потенциальные возможности развития ребенка дошкольного возраста. На основе этого научное подтверждение и необходимость углубления содержания знаний, умений и навыков, формируемых у детей, усиления внимания к воспитанию у них положительного отношения к социальной действительности, устойчивых привычек поведения, любви к труду очевидна. Создание типовой программы обусловлено закономерной необходимостью социального развития общества, достижениями педагогической науки и требованиями практики (из Пояснительной записки программы).

В программе излагались основы умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания детей первых шести лет жизни в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями развития. Содержание воспитательно - образовательной работы в каждой возрастной группе было представлено в двух разделах: организация жизни и воспитание детей; обучение детей на занятиях. Ведущее место в программе отводилось задачам и содержанию воспитания детей в разных видах деятельности. Каждый раздел программы включал в себя задачи педагогической работы, примерное описание результата, который должен был быть получен в ходе реализации этих задач.

Анализ содержания этой программы позволяет сделать вывод о том, что оно позволяет реализовать принцип развития ребенка в процессе образования. Серьезные изменения были осуществлены авторами программ в разделах трудовое воспитание детей, игра, обучение на занятиях, формирование культуры поведения, авторы ставили задачу формирования со старшей группы основ грамотности. В разделе игры впервые были определены задачи формирования собственно игровой деятельности детей. В программе уделялась внимание решению задач знакомства детей с природой родного края, национальными традициями, элементами культуры. Особое внимание авторы программы уделили задачам и содержанию нравственного воспитания детей. В данном направлении предлагалось решать задачи развития гуманных чувств, гармонизации взаимоотношений детей. В данной программе реализованы идеи признания уникальности и самоценности дошкольного детства в развитии личности, ведущей роли педагога в педагогическом процессе ДОУ, идея о роли деятельности в развитии дошкольника, признание роли детского сообщества в развитии личности, признание единства, целостности и взаимосвязи процессов воспитания и обучения, признание принципа учета закономерностей развития ребенка при определении задач и содержания его воспитания и обучения..

Разрабатываемые руководства и программы для воспитателей и д/с были едиными для всех учреждений СССР. В 90 годов процессы реформирования образования сообразно демократическим и гуманистическим тенденциям в развитии общества привели к созданию вариативных образовательных программ для ДОУ, которые могли выбираться специалистами детских садов и родителями самостоятельно и произвольно.

Прежде чем вести речь о таких программах обратимся к сущности понятия образовательная программа. Это нормативный документ, определяющий цели, задачи и содержание дошкольного образования. Такой документ разрабатывается научными коллективами, он может быть авторским.

Образовательная программа обеспечивает целенаправленность, систематичность, научную обоснованность образовательного процесса, позволяет планировать его и предвидеть результаты.

Структура ОП для ДОУ:

Пояснительная записка, которая определяет теоретические подходы(концептуальные основания) программы, цели, задачи, общие направления образовательного процесса, некоторые особенности его организации.

Основная часть. В ней раскрывается содержание ДО по возрастных группам, разделам, направлениям воспитания и обучения детей.

Прикладная часть, которая может содержать в себе рекомендации по построению развивающей среды, организации дополнительного образования детей в условиях ДОУ, задачи и направления работы с родителями и т.д.

90 годы – это период разработки вариативных программ для ДОУ. В этот период появились разнообразные программы, которые можно классифицировать по разным основаниям (Т.И. Ерофеева): по концептуальной основе (альтернативные и вариативные), по статусу (федеральные, региональные, муниципальные), по охвату программой направлений образовательного процесса (комплексные и парциальные) по признаку открытости нововведениям, дополнениям (открытые и закрытые), по структурно-содержательному признаку (программы – концепции, программы базисные, программы методические руководства, программы – технологии). Процесс создания различных программ для ДОУ имел как позитивные, таки и негативные последствия.

С целью предупреждения педагогической некомпетентности, сохранения единого дошкольного образовательного пространства и реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования были определены единые требования к разработке ОП для детского сада (Методическое письмо Минобразования РФ, 1995):

- программы для ДОУ должны соответствовать закону РФ «Об образовании», «Типовому положению о ДОУ», стандарту ДО.

- в программе должен соблюдаться принцип светскости образования

- программы должны строиться на основе личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком

- содержание образования в программе должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности вместе с тем соответствовать российским культурным традициям

- в обязательном порядке содержание комплексной программы должно включать в себя разделы: развитие речи, знакомство с естественно-научными знаниями, физическое и художественно –эстетическое развитие детей.

- программы должны быть нацелены на развитие у детей любознательности, познавательных способностей, творческого воображения; обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей (психического и физического), обеспечение эмоционального благополучия, его интеллектуальное развитие, развитие личности, приобщение к культуре, развитие креативности и сотрудничество ДОУ и семьи.

- программы должны предусматривать организацию жизни детей в трех основных формах: организованное обучение на занятиях, регламентированные виды деятельности, свободная деятельность.

- в программе должно быть предусмотрено оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми.

- программы должны содержать описание предметно – развивающей среды

- программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на детей, предупреждать переутомление детей.

В условиях стандартизации отечественного образования остро встал вопрос о разработке образовательного стандарта дошкольного образования. Необходимость такого документа определялась рядом причин:

-обеспечением преемственности дошкольного и среднего общего образования-

-обеспечением равного старта для поступления в школу всем детям старшего дошкольного возраста независимо от того, в каких условиях осуществлялось их дошкольное образование

-необходимостью создания единого образовательного пространства и др.

Попытки решения вопроса о стандарте дошкольного образования решались неоднократно. Так, был издан специальный документ об аттестации и аккредитации ДОУ, в котором определялись требования к содержанию и условиям реализации дошкольного образования в детском саду.

Впоследствии был издан проект стандарта дошкольного образования (2002), который вызвал много замечаний и нареканий и не был в итоге принят. В этом проект была определена возможная структура стандарта: содержание образования дошкольника по основным линиям развития, требования к условиям реализации дошкольного образования (системе отношений взрослого и ребенка, средовым условиям), требования к максимально допустимой нагрузке на ребенка в процессе организованных занятий.

Поскольку стандарт не был принят, в качестве базового документа для разработки программ образования ребенка дошкольного возраста было решено считать примерную общеобразовательную программу дошкольного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: