Суть «mysteryshopping» заключается в том, что в подконтрольную точку под видом обычного покупателя приходит проверяющий. Он может совершить покупку, воспользоваться услугой либо просто попросить продавца проконсультировать его относительно того или иного товара. В некоторых случаях работа может проходить по типовым или специально подготовленным сценариям – «капризный покупатель», «конфликтный клиент».
Итак, услуга тайный покупатель — вид маркетингового исследования, направленного на оценку процесса обслуживания клиента с использованием специально подготовленных людей (тайных покупателей), осуществляющих проверки от лица потенциальных (реальных) клиентов, и детально докладывающих о результатах проверок.
Метод «тайный покупатель» может применяться по следующим направлениям:
- оценка системы обучения персонала;
- мотивация персонала;
- повышение лояльности к бренду (продукту) фирмы;
- оценка использования POS-материалов и рекламных материалов;
- конкурентная разведка;
|
|
- стимулирование сбыта продукции;
- оценка качества обработки заявок с сайта.
Объектами исследования могут быть:
- продавцы и консультанты в торговых точках,
- телефонные менеджеры и консультанты,
-online-консультанты на сайте (использующие мгновенный обмен сообщениями, голосовую и видео-связь),
- менеджеры, обрабатывающие заявки по электронной почте и через форму заказа на сайте.
Основные виды исследования:
- Визиты в точки продаж, с возможностью контрольной покупки (в том числе с возвратом), проверка соблюдение правил обслуживания и продаж, сервисных и розничных стандартов, стандартов мерчандайзинга;
- Звонки в точки продаж (офисы) с целью получения консультации по товарам и (или) услугам;
- Визиты и (или) звонки в точки продаж с целью мониторинга цен конкурентов;
- Заказы в Интернет-магазине, заявки по электронной почте и через форму заказа (заявки) на сайте;
- Контроль выполнения промо-акций в точках продаж;
- Проверка представленности брендов и позиций в торговых точках.
Заказчиками данного исследования выступают: предприятия розничной торговли и общественного питания, банки, телекоммуникационные компании, сотовые операторы, автодилеры, АЗС, страховые компании, авиакомпании, сервисные компании и т.д.
Применение технологии «тайный покупатель» состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный. На этом этапе осуществляется разработка легенды и стандартизированной анкеты для интервьюеров, выступающих в качестве «тайных покупателей»;
2. Полевой. Непосредственно проведение проверки выбранного объекта, осуществление заказов, покупок, жалоб и т.д.;
|
|
3. Подведение итогов. Производится подготовка индивидуальных отчетов интервьюеров, обработка и систематизация полученной информации;
4. Выработка рекомендаций. Данный этап включает подготовку аналитических материалов, рекомендаций для последующих тренинговых программ с персоналом компании.
Для контроля работы тайного покупателя необходимы следующие атрибуты:
1. Контрольная покупка
2. Диктофонная запись разговора
3. Фотографии и видеозаписи.
Нормы, стандарты и этика проведения исследований «Тайный покупатель» разрабатываются и регламентируются Международной ассоциацией провайдеров услуг «Тайный покупатель» (MysteryShoppingProvidersAssociation, MSPA).
В целом такой метод маркетинговых исследований как «тайный покупатель» имеет как положительные, а какие отрицательные стороны.
Преимущества:
- позволяет руководителю отдалить собственную критику, используя заключения «третьих лиц»;
- позволяет узнать отстраненную позицию, не отягощенную знанием внутренних трудностей, целей и особенностей компании; - позволяет выделить нужные (в зависимости от целей) критерии исследования и параметры оценки.
Недостатки:
- прямое и одновременно скрытое наблюдение за персоналом, неожиданность проверки;
- использование чужого мнения для принятия решений в сфере организационных изменений может в некоторых случаях снизить весомость руководства в глазах сотрудников;
- иногда бывает трудно правильно согласовать необходимые критерии и конкретные вопросы анкеты;
- полученная в ходе проверки информация должна предъявляться сотрудникам в обработанном виде, так как им сложно смотреть на процесс и себя со стороны.
Понятие эксперимента
Эксперимент — это метод сбора и анализа данных, при котором путем планомерного управления условиями проверяются гипотезы о причинных связях явлений.
Эксперимент относится к числу самых разнообразных, трудноосваиваемых, но хорошо известных методов сбора первичной информации. Из множества методов эксперимент является наиболее активным и наиболее действенным в плане возможностей проникновения исследователей в интересующую область реальной действительности.
Например, для выяснения реакции покупателей на товар-новинку разместим его на прилавке рядом с аналогичными товарами и фиксируем реакцию потребителя.
Или за один и тот же прилавок последовательно ставить молодых и опытных продавцов, мужчин и женщин.
На одних и тех же авиарейсах можно, то предлагать горячее питание и спиртные напитки, то — нет, а затем измерять уровень удовлетворенности пассажиров.
Специфика эксперимента:
- вмешательство в систему объективной реальности;
- планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, возможна комбинация с другими факторами;
- планомерный контроль над всеми существенными факторами;
- эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).
Исследователь должен решить две взаимосвязанные задачи: теоретически обосновать структуру эксперимента и его последовательность и отобрать способы анализа протекающих изменений. Эти проблемы реализуются в программе эксперимента. Программа эксперимента — это документ, в котором разработаны все процедуры эксперимента: характеристика проблемной ситуации;определение предмета, целей и задач экспериментального анализа;обоснование выбора объектов, используемых в качестве экспериментальной группы;описание модели экспериментальной ситуации (факторы и условия эксперимента); формулировка гипотез эксперимента; обоснование масштабов экспериментирования;разработка методики эксперимента;анализ результатов проверки эксперимента.
|
|
Сферы применения эксперимента в маркетинге:
- определение уровня эластичности спроса по цене;
- выбор лучшего варианта упаковки;
- выбор лучшего варианта рекламного сообщения;
- моделирование физического параметра товара;
- отработка действий сотрудников во внештатной ситуации.
Границы применения эксперимента:
- экспериментально могут быть изучены только объекты, управление которыми не приведет к нарушениям функционирования данной системы
- экспериментально могут быть изучены те объекты, которые в случае отрицательных результатов дадут минимальные потери.
В эксперименте обычно выделяются два вида объектов — контрольные и экспериментальные группы.
Экспериментальная группа — та группа, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором. К экспериментальной группе предъявляют требования относительной стабильности состава на период эксперимента, в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.
Контрольная группа — группа, идентичная экспериментальной по заданным параметрам, но которая не испытывает воздействие экспериментальным фактором. При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента, так как воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно и в экспериментальной, и в контрольной группах.
Экспериментальный фактор (независимая переменная) — условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками.
Экспериментальная ситуация — ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента.
Экспериментальный фактор не включается в условия экспериментальной ситуации.
По структуре экспериментальная ситуация характеризуется:
- условиями эксперимента;
- вербальными и предметными факторами-раздражителями;
- инструкцией;
- наличием экспериментаторов;
|
|
- наличием экспериментируемых;
- реакциями экспериментируемых.
Классификация экспериментов:
- по характеру экспериментальной ситуации — полевые и лабораторные;
- по характеру структуры эксперимента как деятельности - проективные эксперименты (от настоящего к будущему) и квазиэксперименты (от прошлого к настоящему);
- по характеру логической структуры доказательств — параллельные (исследуются две группы) и последовательные (исследуется одна группа).
Требования к эксперименту:
- Программа исследования должна быть хорошо подготовленной.
- Применение социального эксперимента обязательно должно способствовать приросту знания.
- Структура и условия эксперимента не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта,
- Эксперимент должен быть управляемым.
Сам процесс организации и проведения эксперимента позволяет по-новому взглянуть на многие сложные социальные явления и процессы.