Метод эксперимента в психологическом исследовании
Цель: обеспечить усвоение студентами сущности метода эксперимента, его видов, первоначальных умений применения метода в исследовательской работе.
Формируемые умения: Составлять программу эксперимента, определять зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые условия.
Вопросы для теоретической подготовки
Определение эксперимента как метода исследования. Виды эксперимента.
Достоинства и недостатки отдельных видов эксперимента.
Методика проведения естественного (психолого-педагогического) эксперимента.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите теоретический материал по учебному пособию «Психология: практический курс. Психология человека» стр. 43-46 и выполните задания 3, 8, 9 на стр.29-33.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2002. - С.51-67.
2. Загвязинский В.И., Атарханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005. – 208с.
|
|
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2007.- С.26-35.
4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическлго исследования. – СПб.,2004. – 268с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. С.38-53.
Задание 1.
Наблюдение за экспериментом
Оборудование и материалы
- видеозапись экспериментов по общей психологии «Думают ли животные»; эксперимент В.С.Мухиной «Я и другие»
- бланк таблицы для заполнения
Таблица 1
Компоненты эксперимента: | Данные о просмотренных экспериментах: | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
Название эксперимента | ||||
Цель | ||||
Объект | ||||
Предмет | ||||
Гипотеза | ||||
Ход эксперимента | ||||
Результаты эксперимента | ||||
ВЫВОДЫ: |
Ход занятия
1. Собеседование по проблемам организации экспериментального исследования:
- психологическое исследование (программа, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы);
- эксперимент как основной метод исследования (определение, виды, требования к проведению, достоинства и слабые стороны).
2. Просмотр видеозаписи экспериментов с одновременным заполнением таблицы.
3. Обсуждение результатов.
4. Подведение итогов занятия.
Лабораторное занятие 3.
Метод теста в психологическом исследовании
Цель: обеспечить усвоение студентами сущности метода теста, его видов, первоначальных умений применения теста в исследовательской работе.
Формируемые умения: Подбирать тесты в соответствии с целями исследования. Предъявлять тестовый материал. Анализировать и интерпретировать результаты тестирования.
|
|
Вопросы для теоретической подготовки
1. Тест как метод исследования в психологии. Виды тестов.
2. История возникновения тестирования
3. Надежность и валидность теста, методика проверки теста на валидность и надежность.
4. Виды тестов: Тесты-задания, их достоинства и недостатки, сфера применения. Проективные методики. Проведение и интерпретация.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите теоретический материал по учебному пособию «Психология: практический курс. Психология человека» стр. 99-106 и выполните задания 1-5 на стр.64-98, а также на стр. 99-106 и выполните задания 1-5 на стр.64-98.
Литература:
1. Загвязинский В.И., Атарханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005. – 208с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2007.- С.26-35.
3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.,2004. – 268с.
Задание 1.