Примеры вопросов психолога

Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Kакое у него настроение? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность? Любите ли Вы дождь? Почему? В какой момент времени мы его застали? Kакие у него перспективы? Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?


Раздел 2. Познавательные психические процессы

Лабораторное занятие 4.

Методики исследования ощущений и восприятия

Цель: обеспечить усвоение студентами методик исследования ощущения и восприятия человека.

Вопросы для теоретической подготовки

1. Понятия «ощущения» и «восприятие», их виды и свойства.

2. Методы и методики исследования ощущений и восприятия.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Познакомьтесь с методиками исследования восприятия, представленными в учебном пособии Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2006. – С.52-78.

2. Проведите исследование особенностей восприятия с помощью предложенных методик. Проанализируйте полученные результаты.

Задание 1.

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Цель: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

 

Оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

 

Ход работы

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

 

Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

 


Инструкция испытуемому в первой серии: "Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.

 

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою,

Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.

 

Инструкция испытуемому во второй серии: "Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

Таблица 4

Протокол работы

Испытуемый: Экспериментатор: Дата /Время
№ пп Предмет Словесный отчет
в первой серии во второй серии Примечание
1. 2. .... Булавка Ватка      

Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке (см. табл.4).

По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: