Кк | КО | Шкала оценки |
0,10-0,45 | 0,2-0,55 | |
0,46-0,55 | 0,56-0,65 | |
0,56-0,65 | 0,66-0,70 | |
0,66-0,75 | 0,71-0,80 | |
0,75-1,00 | 0,81-1,00 |
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
|
|
Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.
Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми.
|
|
Лабораторное занятие 13.
Методики исследования эмоционально-волевой сферы личности
Цель: обеспечить усвоение студентами методик исследования эмоциональной и волевой сфер личности человека.
Формируемые умения: подбирать методики соответствующие целям исследования, анализировать и интерпретировать результаты исследовательских методик.
Вопросы для теоретической подготовки
1. Понятие об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях.
2. Понятие о воле. Волевые качества личности, их формирование.
3. Методики исследования эмоциональных состояний.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с методиками исследования эмоциональных состояний личности, представленными в учебном пособии Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.,2000. – С.212-229; Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. – М.: ИП РАН, 1995. – С. 76-94; Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе – другим навстречу. Учебное пособие. - М.: АСВ, 2003. С. 334 - 337).
2. Проведите исследование собственных психологических особенностей с помощью предложенных методик. Проанализируйте полученные результаты.
Задание 1.
Исследование тревожности
Цель: оценить уровни ситуативной и личностной тревожности.
Оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, разработанными Ханиным (см. табл. 40 – 41), ручка или карандаш для письма.
Инструкция 1: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
Таблица 40