План конспект урока
(Обществоведение 9 класс)
Тема урока: Духовный мир человека
Цели урока :
Обучающая: организовать работу по усвоению понятий «мировоззрение», «духовность», «ценности», «типы мировоззрения»; характеризовать формы мировоззрения; объяснять роль мировоззрения в жизни человека;
Развивающая: способствовать формированию умений у учащихся анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал; приводить примеры воплощения духовного мира личности в конкретных поступках; выделять существенные признаки изучаемых явлений и процессов; продолжить работу над развитием умений работы с учебником: анализировать текст учебника, отвечать на вопросы, работать с таблицами и иллюстрациями.
Воспитательная: содействовать выработке учащимися собственных воззрений на мир, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование к уроку: Учебное пособие для 9 класса, под редакцией профессора, доктора философских наук М. И. Вишневского; карточки; тест; доска, мел, мультимедийные средства обучения, презентация.
|
|
Понятия:Мировоззрение; Духовность; Ценности; Типы мировоззрения | Дата, Духовный мир человека
План:
1. Понятие духовности.
2. Мировоззрение, его роль в жизни людей.
Таблица «Типы мировоззрения»
Схема: «Пути развития духовного мира личности»
| Персоналии: Д/з §4, сообщение «Что значит Быть духовно Богатым человеком?» |
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Методы и приёмы | |||||||||||||||||
Орг. момент (1 мин.) | Приветствие, проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале. | ||||||||||||||||||
Опрос, проверка домашнего задания (10 мин.) | Опрос учеников по прошедшей теме: «Направленность личности». Пять учеников получают карточки с заданиями (Приложение 1) (10 мин) Пять учеников получают тесты (Приложение 2) (10 мин) Фронтальный опрос: 1. Нужно ли самовоспитание? Для чего? 2. Что нужно для успешного самовоспитания? 3. Какие качества необходимы человеку для работы над собой? (целеустремлённость, самокритичность, требовательность, самообладание, восприимчивость к воспитанию). 4. Что такое идеал? Можно ли его достичь? Тогда зачем он нужен? 5. Что понимают под направленностью личности? 6. Какого человека вы бы назвали воспитанным? 7. Какую роль играют убеждения в жизни человека? | Работа с карточками Проверочный тест Отвечают на вопросы | |||||||||||||||||
Подготовка к восприятию нового материала | Вводное слово: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Направленность личности». (слайд 2)Наша новая тема «Духовный мир человека». (слайд3)В процессе изучения этой темы мы с вами познакомимся с следующими понятиями: мировоззрение, духовность, ценности. Узнаем какие же есть типы мировоззрения личности. В процессе изучения темы мы постараемся научитьсяхарактеризовать пути развития духовного мира личности; приводить примеры воплощения духовного мира личности в конкретных поступках. | Слушают, записывают тему урока и домашнее задание | |||||||||||||||||
Изучение нового материала (30 мин.) | 1. Понятие духовности.
Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово духовность? (красота, любовь, одухотворённый, интеллектуальный, внутренняя гармония и др)
Как вы думаете, что же такое духовность?
Какого человека можно назвать духовным?
Предлагаю учащимся записать понятие духовность с слайда 4:
Духовность- это обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества.
Так же на протяжении урока мы с вами разберём следующие важнейшие элементы человеческой духовности: ценности, мораль, мировоззрение.
Существуют два уровня духовности: высокий и низкий.(слайд 5) Они различаются степенью осознания необходимости следования нормам, законам, представлениям и др.
В основе отношения человека к миру, самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы лежат ценности.
Что же такое ценности?
У каждого человека ли есть ценности?
Какие ценности в нашем обществе являются хорошими?
Запишите это понятие в тетрадь(слайда 6).
Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.
На данный момент существует большое количество видов ценностей.
Предлагаю учащимся записать виды ценностей в тетрадь(слайд 6):
Ценности: правовые, политические, религиозные, художественные, профессиональные, нравственные.
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ(слайд 7)
Нужно привести примеры каждого типа ценностей.
Т.о., Духовность – специфическое, человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. У всех ли у нас есть духовность? Как её получить?
Она предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в еѐ поступках по отношению к людям, окружающей природе.
2. Мировоззрение, его роль в жизни людей.
По мере развития человека и общества росла потребность в приоткрытии тайны окружающего мира, его устройства, принципов и законов. Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение.
У всех ли у нас есть мировоззрение?
Когда оно у нас появляется, т.е. в какой период жизни мы его приобретаем?
Предлагаю записать с слайда 8 в тетрадь понятие мировоззрение Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
У всех ли у людей одинаковое мировоззрение?
От чего зависит широта мировоззрения?
Давайте разберём типы мировоззрения и в полной мере сможем хорошо понять роль мировоззрения в жизни человека
Чертим таблицу «Типы мировоззрения»
|
Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
|
|
|
|