Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

План конспект урока

(Обществоведение 9 класс)

Тема урока: Духовный мир человека

Цели урока :

Обучающая: организовать работу по усвоению понятий «мировоззрение», «духовность», «ценности», «типы мировоззрения»; характеризовать формы мировоззрения; объяснять роль мировоззрения в жизни человека;

Развивающая: способствовать формированию умений у учащихся анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал; приводить примеры воплощения духовного мира личности в конкретных поступках; выделять существенные признаки изучаемых явлений и процессов; продолжить работу над развитием умений работы с учебником: анализировать текст учебника, отвечать на вопросы, работать с таблицами и иллюстрациями.

Воспитательная: содействовать выработке учащимися собственных воззрений на мир, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование к уроку: Учебное пособие для 9 класса, под редакцией профессора, доктора философских наук М. И. Вишневского; карточки; тест; доска, мел, мультимедийные средства обучения, презентация.

Понятия:Мировоззрение; Духовность; Ценности; Типы мировоззрения   Дата, Духовный мир человека План: 1. Понятие духовности. 2. Мировоззрение, его роль в жизни людей. Таблица «Типы мировоззрения»
Тип Особенности Время возникновения

Схема: «Пути развития духовного мира личности»

 

Персоналии:   Д/з §4, сообщение «Что значит Быть духовно Богатым человеком?»    

 

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание урока Методы и приёмы
Орг. момент (1 мин.) Приветствие, проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале.  
Опрос, проверка домашнего задания (10 мин.) Опрос учеников по прошедшей теме: «Направленность личности».   Пять учеников получают карточки с заданиями (Приложение 1) (10 мин)   Пять учеников получают тесты (Приложение 2) (10 мин) Фронтальный опрос: 1. Нужно ли самовоспитание? Для чего? 2. Что нужно для успешного самовоспитания? 3. Какие качества необходимы человеку для работы над собой? (целеустремлённость, самокритичность, требовательность, самообладание, восприимчивость к воспитанию). 4. Что такое идеал? Можно ли его достичь? Тогда зачем он нужен? 5. Что понимают под направленностью личности? 6. Какого человека вы бы назвали воспитанным? 7. Какую роль играют убеждения в жизни человека?   Работа с карточками Проверочный тест     Отвечают на вопросы
Подготовка к восприятию нового материала     Вводное слово: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Направленность личности». (слайд 2)Наша новая тема «Духовный мир человека». (слайд3)В процессе изучения этой темы мы с вами познакомимся с следующими понятиями: мировоззрение, духовность, ценности. Узнаем какие же есть типы мировоззрения личности. В процессе изучения темы мы постараемся научитьсяхарактеризовать пути развития духовного мира личности; приводить примеры воплощения духовного мира личности в конкретных поступках. Слушают, записывают тему урока и домашнее задание    
    Изучение нового материала (30 мин.)   1. Понятие духовности. Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово духовность? (красота, любовь, одухотворённый, интеллектуальный, внутренняя гармония и др) Как вы думаете, что же такое духовность? Какого человека можно назвать духовным? Предлагаю учащимся записать понятие духовность с слайда 4: Духовность- это обобщённая характеристика ценностных ориентиров человека и общества. Так же на протяжении урока мы с вами разберём следующие важнейшие элементы человеческой духовности: ценности, мораль, мировоззрение.   Существуют два уровня духовности: высокий и низкий.(слайд 5) Они различаются степенью осознания необходимости следования нормам, законам, представлениям и др.   В основе отношения человека к миру, самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы лежат ценности. Что же такое ценности? У каждого человека ли есть ценности? Какие ценности в нашем обществе являются хорошими? Запишите это понятие в тетрадь(слайда 6). Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. На данный момент существует большое количество видов ценностей. Предлагаю учащимся записать виды ценностей в тетрадь(слайд 6): Ценности: правовые, политические, религиозные, художественные, профессиональные, нравственные. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ(слайд 7) Нужно привести примеры каждого типа ценностей. Т.о., Духовность – специфическое, человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. У всех ли у нас есть духовность? Как её получить? Она предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в еѐ поступках по отношению к людям, окружающей природе.   2. Мировоззрение, его роль в жизни людей. По мере развития человека и общества росла потребность в приоткрытии тайны окружающего мира, его устройства, принципов и законов. Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение. У всех ли у нас есть мировоззрение? Когда оно у нас появляется, т.е. в какой период жизни мы его приобретаем? Предлагаю записать с слайда 8 в тетрадь понятие мировоззрение Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. У всех ли у людей одинаковое мировоззрение? От чего зависит широта мировоззрения? Давайте разберём типы мировоззрения и в полной мере сможем хорошо понять роль мировоззрения в жизни человека Чертим таблицу «Типы мировоззрения»
Тип Особенности Время возникновения
Мифологическое Характерна вера в большой пантеон богов, в разнообразные мифы; простейшее понимание мироздания. На заре сущ-ния человечества
Религиозное Основной признак — вера в реальное существование сверхъестественных сил. Мир понимался творением бога и всё происходящее в мире объяснялось волей божьей Ок. 50—40 тыс. лет назад
Философское Объяснение мира исходя из него самого, на основе рационального постижения. рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы, т.е. человека как части мира. VI в. до н. э. (в европейской традиции) или 1-я половина 1 тыс. до н. э. (в мировой)
Научное Понимание мира с помощью общепризнанных фактов. Присущи гипотезы.основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Одновременно с формированием философии в Древней Греции (6 в до н.э.). Как социальный институт наука сформировалась на протяжении 16-17 вв.,
Обыденное(жизненно-практическое) Опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Формируется стихийно, под влиянием обычаем, традиций, индивидуального жизненного опыта человека. Внеисторично, Существует во всех эпохах

Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: