Вопрос:Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Вопрос Социальная психология в системе научных знаний

Возникнув на стыке наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свой состав. Одна из причин такого положения — история развития социальной психологии, которая складывалась в недрах этих наук. Другой причиной неоднозначности положения научной дисциплины является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психологические феномены. В ситуациях совместной деятельности людей также возникают совершенно особые типы связей общения и взаимодействия между ними, анализ которых невозможен вне системы социологического знания.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки и здесь можно выделить четыре позиции:

1) социальная психология есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше на методы социологии;

2) социальная психология есть часть социологии, ее интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы.

Третий и четвертый подходы схожи в понимании социальной психологии как науки «на стыке» психологии и социологии, однако различаются в следующем:

3) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

4) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии — с другой

Вопрос о разграничении очень сложен, само понятие «границы» весьма условно и зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии.

вопрос:Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;

— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:

— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);

— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);

— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.).

К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;

— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;

— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: