Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
- передача информации
- восприятие друг друга
- взаимооценка партнерами друг друга
- взаимовлияние партнеров
- взаимодействие партнеров
- управление деятельностью и т.д.
|
|
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
- информационная (обмен информацией между людьми)
- когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
- эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
- конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
- инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
- экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
-социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.