Школьного детства необходимо соблюдать специальные условия воспита-
Ния и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жиз-
Недеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном
Учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцирован-
Ный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие
В жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педа-
Гогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
Охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть
Системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
Детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических
Функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физ-
Культурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая,
Детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжа-
|
|
Нова, Е. А. Стребелева) и др.).
258 259
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предпо-
Лагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
Расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения из-
менений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводи-
Мого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматри-
Вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-об-
Разовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный пери-
Од. Адаптация — это часть приспособительских реакций ребенка, который
Может испытывать трудности при вхождении в интеграционное про-
Странство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается
От еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс,
Обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, со-
Здать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обу-
Чения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснаще-
ние его специальным оборудованием:
• для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, не-
Обходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специаль-
Ные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается нали-
|
|
чие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные
Оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы
Материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими
Различные манипуляции.В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
• для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппа-
Раты и других технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необхо-
Димо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе
Материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры,
Контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-
Парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения. При планировании работы важно использовать наиболее до-
Ступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказа-