ТЕМА: «ЭЛЕМЕНТЫ VIА ГРУППЫ»

Элементы главной подгруппы шестой группы периодической системы это кислород, сера, селен, теллур, и полоний. Последний - радиоактивный металл.

Во внешней электронной оболочке атомы рассматриваемых элементов содержат шесть электронов - два на s-орбитали и четыре на р-орбитали.

Атом кислорода отличается от атомов других элементов подгруппы отсутствием d-подуровня во внешнем электронном слое.

Все элементы данной подгруппы, кроме полония, неметаллы, хотя и менее активные, чем галогены. В своих соединениях они проявляют как отрицательную, так и положительную окисленность.

В соединениях с металлами и водородом их степень окисления, как правило, равна -2. В соединениях с неметаллами, например, с кислородом, они могут иметь значение +4 или +6. Исключение при этом составляет сам кислород. По величине электроотрицательности он уступает только фтору, поэтому только в соединении с этим элементом (ОF2) его окисленность положительна (+2). В соединениях со всеми другими элементами степень окисления кислорода отрицательна и равна -2. В пероксиде водорода и его производных она равна -1.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ОПЫТ 23. Получение кислорода.

Выполнение опыта:

В пробирку налить 1-2 мл 3%-ного раствора Н2О2, всыпать немного порошка МnО2, выделяющийся газ испытать тлеющей лучиной. Написать уравнение реакции. Объяснить роль МnО2 в этой реакции.

ОПЫТ 24. Получение серы.

Выполнение опыта:

В пробирку внести 5-6 капель раствора тиосульфата натрия Nа2S2О3×5Н2О и прилить 3-4 капли 2 н раствора НСl. Опишите наблюдаемые превращения.

Продуктами реакции являются оксид серы (IV) и элементарная сера:

2S2О3 + 2НСl →2NаСl + SО2 + S↓ + Н2О

Эта реакция широко используется в медицинской практике для лечения таких кожных заболеваний как чесотка, лишай и других, т.к. сера и SО2 обладают высокой противопаразитной активностью.

ОПЫТ 25. Получение сульфидов металлов.

Выполнение опыта:

В пять пробирок налить по 2-3 капли хлоридов цинка, марганца, кадмия, свинца и меди. Во все пробирки по каплям добавить сульфид аммония. Отметить цвета образующихся осадков.

Подействовать на осадки соляной кислотой. Отметить какие осадки растворились. Написать уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах.

ОПЫТ 26. Восстановительные свойства тиосульфата натрия.

Выполнение опыта:

В пробирку внести 5-6 капель йодной воды. Добавить несколько капель тиосульфата натрия до обесцвечивания растворов.

Написать уравнение протекающей реакции, учитывая, йод окисляет тиосульфат до тетратионата Na2S4О6. В какую степень окисления переходит при этом йод?

ОПЫТ 27. Дегидратирующие свойства серной кислоты.

Выполнение опыта:

На листочке фильтровальной бумаги с помощью стеклянной палочки сделать надпись 2 н раствором серной кислоты. Бумагу просушить над пламенем спиртовки. Почернение бумаги в месте надписи указывает на способность серной кислоты отнимать воду даже от углеводов, примером которых является целлюлоза.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: