double arrow

Каждым днем. боевым с каждым днём.

 

Некоторые качественные прилагательные, называющие «абсолютные» признаки, также не образуют простую сравнительную степень: глухой (о человек), косой (о человеке), пустой и т.д. В нормативном языке возможно образование аналитической степени, однако в речи встречаются синтетические формы сравнительной степени, которые требуют правки, например: Старушка стала ещё слепее, чем была. Кроме того, в речи говорящих и пишущих встречаются формы сравнительной степени относительных прилагательных, которые в литературном языке не допускаются: Этот шоколод ещё соевее, чем тот.

Б. Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (-ей – разговорный вариант). Однако прилагательные с основой на «Г», «К», «Д», «Х» (иногда на «Т», «СТ») образуют её с помощью суффикса . При этом происходит чередование конечного согласного основы: тихий – тише, горомкий – громче, простой – проще. Ошибки в образовании простой сравнительной степени возникают из-за того, что во всех случаях для её образования используется продуктивный суффикс -ее (- ей). При этом устраняется чередование согласных, например:

Написано: Следует написано:

Она богатей была. Она была богаче.

 

Недочёты при образовании превосходной степени возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм – самый способнейший студент, наиболее высочайшее здание.

Необходимо также знать, что простая и сложная формы степеней сравнения отличаются функционально и стилистически: сложная форма сравнительной степени употребляется в книжных стилях – научном и официально-деловом, а простая свойственна разговорной речи; простая форма превосходной степени характерна для книжного стиля, а сложная – всем стилям речи.

Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении: 1) местоимений себя и свой; 2) указательных местоимений; 3) местоимения он; 4) просторечных притяжательных местоимений.

1. Местоимение себя по своему обобщенно-грамматическому значению и функциям соотносится с личными, а возвратно-притяжательное свой – с притяжательными местоимениями. Двусмысленность возникает в связи с тем, что они могут относиться к любому из трёх лиц. Их конкретная соотнесенность с одним, а не с другим лицом устанавливается только контекстом, и если в предшествующем отрезке текста говорится о двух лицах, возникает неоднозначность. Например:

 

Написано: Следует написать:

Марина Сергеевна попросила меня Марина Сергеевна попросила

Принести свой портфель. меня принести её портфель.

Грамматические ошибки возникают также при употреблении местоимения себя и свой вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений. Например:

Написано: Следует написать:

Замок был построен в честь Замок был построен в честь его

Своих дочерей. дочерей.

 

Часто встречаются ошибки противоположного характера, когда вместо требуемых нормой местоимений себя и свой используются личные и притяжательные местоимения, например:


 

Написано: Следует написать:

Брат нашел платок у него Брат нашел платок у себя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: