| Раздел | Тема для самостоятельного изучения | Задание для самостоятельного выполнения студентом | Кол-во часов | Методическое обеспечение | Форма отчетности |
| Основы безопасности жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации | Введение. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. | 1. Понятие БЖД. 2. Средства и методы БЖД. 3. БЖД как научная и методологическая основа для специальных дисциплин. 4. Правовые основы сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5..Законодательные акты и нормативные документы по правам граждан РФ в области охраны здоровья. | [1 –4;6; 9; 11; 13 –16; 21; 25–30; 40] | Выступление на практическом занятии. Конспект | |
| Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий | 1. Понятие и классификация природных ЧС. Типичные природные ЧС на территории Челябинской области и РФ. 2.Механизмы возникновения и развития различных природных ЧС. 3. Последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства. 4. Защита населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС. | [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 36 – 39; 40; 42] | Эссе Выступление на практическом занятии. (доклад с презентациями) Развернутый алгоритм действий при разных видах природных ЧС. Отчет о решении ситуационных задач. | ||
| Техногенные чрезвычайные ситуации, причины возникновения, защита населения и территорий от их последствий | 1. Понятие и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. 2. Поражающие факторы техногенных ЧС; опасные и вредные факторы. 3. Механизмы возникновения техногенных ЧС, роль человека в их развитии. 4. Экологические последствия техногенных ЧС, связанных с выбросом в окружающую среду опасных биологических, химических и радиоактивных веществ. 5. Средства и способы защиты населения и территорий от последствий техногенных ЧС. | [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 36 – 39; 40; 42] | Эссе Реферат или сценарий мероприятия (лекция, деловая или ролевая игра, дебаты и т.д.) Развернутый алгоритм действий при разных видах техногенных ЧС. Отчет о решении ситуационных задач. | ||
| Гражданская оборона в системе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура, задачи | 1. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. 2. Организация защиты населения в мирное и военное время. 3. Комиссия ЧС в образовательном учреждении, ее задачи и функции. 4.План мероприятий ГО в образовательных учреждениях. 5. Формирования ГО (спасательные группы, группы охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища, санитарный пост) в учебных заведениях, их задачи и оснащение. | [1 –4;6; 9; 11; 13 –16; 21; 25–30; 40] | Выступление на практическом занятии. Опорный конспект | ||
| Системы безопасности РФ | Система национальной безопасности РФ, ее составляющие. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность | 1. Проблемы международной и национальной безопасности. 2. Концепция развития питания РФ. Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ», понятие «продовольственная безопасность». 3. Уровень питания населения России в настоящее время. Нехватка продовольствия и решение проблемы. Проблема количества и качества продуктов питания. 4. Изменение физико-химического состава продуктов, вызванное антропогенной деятельностью человека, влияние на безопасность населения. | [1 – 5; 9; 10; 13 –16; 21; 25–30] | Конспект Аналитические материалы | |
| Мониторинг как фактор безопасности. Качество природной среды и ее нормирование | 1. Понятие о нормативах качества (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ПДОК), их значение для оценки безопасности пищи, воды, атмосферы, жилища, производственных помещений. 2. Мониторинг как фактор безопасности, цель и виды мониторинга. | [1; 2; 4–6; 9; 13 –15; 16; 21; 25– 29; 33; 40; 42] | Конспект Аналитические материалы | ||
| Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности | 1. Влияние экологической обстановки на жизнедеятельность человека 2. Понятие «среда жизнедеятельности организма». 3. Факторы окружающей среды, их влияние на организм человека: физические факторы; химические факторы; биологические факторы; психофизиологические факторы. | [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 33; 36 – 39; 40; 42] | Реферат или сценарий мероприятия (деловая игра) | ||
| Радиационная безопасность. Оценка радиационной обстановки на территории | 1. Понятие «Радиационная защита населения». 2. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения. 3.Нормы радиационной безопасности (НРБ – 99 – основные пределы доз). 4. Критерии оценки радиационной безопасности. 5. Классификация приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля. | [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 33; 36 – 39; 40; 42] | Конспект Аналитические материалы | ||
| Оценка безопасности атмосферы. Факторы, влияющие на состав и качество атмосферы | 1. Химические загрязнители атмосферы: источники, действие на организм человека, меры защиты. 2. Понятие о смоге: виды, причины и механизмы образования, воздействие на организм человека. 3. Методы и способы защиты атмосферы. | [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42] | Выступление на практическом занятии. Конспект Дискуссия | ||
| Безопасность воды – фактор качества здоровья населения | 1. Значение воды для жизни на Земле. 2. Источники загрязнения воды и проблема ее безопасности. Проблема нехватки питьевой воды. 3. Качество питьевой воды, ее оценка. 4. Методы и способы очистки воды. | [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42] | Выступление на практическом занятии. Конспект | ||
| Негативные факторы среды обитания | 1. Выявление и идентифицирование факторов опасностей: опасные и вредные факторы в условиях производства, быта и окружающей. 2. Оценка действия факторов на окружающую среду, безопасность и здоровье человека. 3. Анализ причин травм, заболеваний, аварий, катастроф. Принципы и критерии гигиенического нормирования. 4. Основные методы и средства защиты человека от воздействия негативных факторов. | [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42] | Выступление на практическом занятии. Опорный Конспект Аналитические материалы | ||
| Социально опасные явления и защита от них | Безопасность жизнедеятельности и жилая (бытовая среда) | 1. Понятие «Жилая среда» и основные группы ее неблагоприятных факторов. 2. Основные источники загрязнения воздуха жилой среды. 3. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека. 4. Пути и способы повышения безопасности жилища. | [1; 2; 4 – 6; 9; 10; 13 – 17; 21; 25–30] | Выступление на практическом занятии. Опорный конспект | |
| Криминогенная опасность. Транспорт и его опасности | 1. Опасность криминогенного характера. 2. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном, авиационном и городском транспорте. и метрополитене. 3. Правила и принципы поведения. | [1; 2; 4–6; 9; 10; 13; 15; 16; 21; 25–30] | Опорный конспект | ||
| Социальные опасности. Общественная опасность экстремизма и терроризма | 1. Виды психического воздействия на человека и защита от них. 3. Виды физического воздействия. Сексуальные насилия и защита от них. Агрессия, направленная на себя. 4. Криминогенная опасность. Организованная преступность. 5. Общественная опасность экстремизма и терроризма. | [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42] | Выступление на дебатах. Реферат или сценарий мероприятия. | ||
| Итого | 36 часов |






