Раздел
| Тема для самостоятельного изучения
| Задание для самостоятельного выполнения студентом
| Кол-во часов
| Методическое обеспечение
| Форма отчетности
|
Основы безопасности жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
| Введение. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
| 1. Понятие БЖД.
2. Средства и методы БЖД.
3. БЖД как научная и методологическая основа для специальных дисциплин.
4. Правовые основы сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5..Законодательные акты и нормативные документы по правам граждан РФ в области охраны здоровья.
|
| [1 –4;6; 9; 11; 13 –16; 21; 25–30; 40]
| Выступление на практическом занятии.
Конспект
|
Природные чрезвычайные ситуации, защита населения и территорий от их последствий
| 1. Понятие и классификация природных ЧС. Типичные природные ЧС на территории Челябинской области и РФ.
2.Механизмы возникновения и развития различных природных ЧС.
3. Последствия природных ЧС для природы, здоровья человека и народного хозяйства.
4. Защита населения и объектов народного хозяйства от природных ЧС.
|
| [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 36 – 39; 40; 42]
| Эссе
Выступление на практическом занятии.
(доклад с презентациями)
Развернутый алгоритм действий при разных видах природных ЧС.
Отчет о решении ситуационных задач.
|
Техногенные чрезвычайные ситуации, причины возникновения, защита населения и территорий от их последствий
| 1. Понятие и классификация техногенных чрезвычайных ситуаций.
2. Поражающие факторы техногенных ЧС; опасные и вредные факторы.
3. Механизмы возникновения техногенных ЧС, роль человека в их развитии.
4. Экологические последствия техногенных ЧС, связанных с выбросом в окружающую среду опасных биологических, химических и радиоактивных веществ.
5. Средства и способы защиты населения и территорий от последствий техногенных ЧС.
|
| [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 36 – 39; 40; 42]
| Эссе
Реферат или сценарий мероприятия (лекция, деловая или ролевая игра, дебаты и т.д.)
Развернутый алгоритм действий при разных видах техногенных ЧС.
Отчет о решении ситуационных задач.
|
Гражданская оборона в системе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура, задачи
| 1. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны.
2. Организация защиты населения в мирное и военное время.
3. Комиссия ЧС в образовательном учреждении, ее задачи и функции.
4.План мероприятий ГО в образовательных учреждениях.
5. Формирования ГО (спасательные группы, группы охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища, санитарный пост) в учебных заведениях, их задачи и оснащение.
|
| [1 –4;6; 9; 11; 13 –16; 21; 25–30; 40]
| Выступление на практическом занятии.
Опорный
конспект
|
Системы безопасности РФ
| Система национальной безопасности РФ, ее составляющие. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность
| 1. Проблемы международной и национальной безопасности.
2. Концепция развития питания РФ. Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ», понятие «продовольственная безопасность».
3. Уровень питания населения России в настоящее время. Нехватка продовольствия и решение проблемы.
Проблема количества и качества продуктов питания.
4. Изменение физико-химического состава продуктов, вызванное антропогенной деятельностью человека, влияние на безопасность населения.
|
| [1 – 5; 9; 10; 13 –16; 21; 25–30]
| Конспект
Аналитические материалы
|
Мониторинг как фактор безопасности. Качество природной среды и ее нормирование
| 1. Понятие о нормативах качества (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ПДОК), их значение для оценки безопасности пищи, воды, атмосферы, жилища, производственных помещений.
2. Мониторинг как фактор безопасности, цель и виды мониторинга.
|
| [1; 2; 4–6; 9; 13 –15; 16; 21; 25– 29; 33; 40; 42]
| Конспект
Аналитические материалы
|
Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
| 1. Влияние экологической обстановки на жизнедеятельность человека
2. Понятие «среда жизнедеятельности организма».
3. Факторы окружающей среды, их влияние на организм человека:
физические факторы;
химические факторы;
биологические факторы;
психофизиологические факторы.
|
| [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 33; 36 – 39; 40; 42]
| Реферат или сценарий мероприятия (деловая игра)
|
Радиационная безопасность. Оценка радиационной обстановки на территории
| 1. Понятие «Радиационная защита населения».
2. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения.
3.Нормы радиационной безопасности (НРБ – 99 – основные пределы доз).
4. Критерии оценки радиационной безопасности.
5. Классификация приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля.
|
| [1 –6; 8; 9; 11 –16; 21; 25–30; 33; 36 – 39; 40; 42]
| Конспект
Аналитические материалы
|
Оценка безопасности атмосферы. Факторы, влияющие на состав и качество атмосферы
| 1. Химические загрязнители атмосферы: источники, действие на организм человека, меры защиты.
2. Понятие о смоге: виды, причины и механизмы образования, воздействие на организм человека.
3. Методы и способы защиты атмосферы.
|
| [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42]
| Выступление на практическом занятии.
Конспект
Дискуссия
|
Безопасность воды – фактор качества здоровья населения
| 1. Значение воды для жизни на Земле.
2. Источники загрязнения воды и проблема ее безопасности. Проблема нехватки питьевой воды.
3. Качество питьевой воды, ее оценка.
4. Методы и способы очистки воды.
|
| [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42]
| Выступление на практическом занятии.
Конспект
|
Негативные факторы среды обитания
| 1. Выявление и идентифицирование факторов опасностей: опасные и вредные факторы в условиях производства, быта и окружающей.
2. Оценка действия факторов на окружающую среду, безопасность и здоровье человека.
3. Анализ причин травм, заболеваний, аварий, катастроф. Принципы и критерии гигиенического нормирования.
4. Основные методы и средства защиты человека от воздействия негативных факторов.
|
| [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42]
| Выступление на практическом занятии.
Опорный
Конспект
Аналитические материалы
|
Социально опасные явления и защита от них
| Безопасность жизнедеятельности и жилая (бытовая среда)
| 1. Понятие «Жилая среда» и основные группы ее неблагоприятных факторов.
2. Основные источники загрязнения воздуха жилой среды.
3. Физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека.
4. Пути и способы повышения безопасности жилища.
|
| [1; 2; 4 – 6; 9; 10; 13 – 17; 21; 25–30]
| Выступление на практическом занятии.
Опорный
конспект
|
Криминогенная опасность. Транспорт и его опасности
| 1. Опасность криминогенного характера.
2. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном, авиационном и городском транспорте. и метрополитене.
3. Правила и принципы поведения.
|
| [1; 2; 4–6; 9; 10; 13; 15; 16; 21; 25–30]
| Опорный
конспект
|
Социальные опасности. Общественная опасность экстремизма и терроризма
| 1. Виды психического воздействия на человека и защита от них.
3. Виды физического воздействия. Сексуальные насилия и защита от них. Агрессия, направленная на себя.
4. Криминогенная опасность. Организованная преступность.
5. Общественная опасность экстремизма и терроризма.
|
| [1; 2; 4–6; 8; 9; 12 –16; 21; 25–30; 38; 39; 40; 42]
| Выступление на дебатах.
Реферат или сценарий мероприятия.
|
Итого
| 36 часов
|