БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
Уровеньобразования:академический бакалавриат
Профильнаянаправленность: Психология образования
Психология и педагогика
инклюзивного образования
Челябинск 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
доцент | Н.Н.Щелчкова | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
доцент | М.И.Лешихин | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | »июня | Протокол | № | ||||||||
Заведующий кафедрой | Е.С.Гладкая | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | Н.Г. Кутепова, начальник отдела общего и специального (коррекционного) образования. Управление по делам образования г. Челябинска | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | Е.В.Мельник | |||||||||||
(подпись) | Н.В.Крыжановская | |||||||||||
Декан факультета | В.И.Долгова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«_14__» июня 2014 г.
Протокол № 10
Зав. кафедрой
к.п.н., доц.
_______.
Е.С. Гладкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
Уровеньобразования:бакалавриат
Профильнаянаправленность: Психология образования
Психология и педагогика
инклюзивного образования
Челябинск, 2014 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
2. | СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
4. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |
5. | ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |
6. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | |
7. | Перечень информационных технологий | |
8. | ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ | |
9. | ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ | |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема защиты человека от различных опасностей в среде его обитания возникла практически одновременно с появлением на Земле людей. Но если на заре человечества людям угрожали в основном природные опасности, то сейчас творцом опасностей является сам человек.
Человек всегда стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению жизни и здоровья. Это стремление лежит в основе многих действий и поступков человека.
Научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Это новая, совершенно самостоятельная область социально-экологических знаний, формирующаяся на стыке ряда наук и дисциплин, изучающая условия функционирования и обеспечения гармонических отношений системы «Природа - общество – человек».
Основными положениями БЖ являются следующие аксиомы безопасности:
Человек постоянно живет и действует в условиях потенциальных опасностей.
Опасности реализуются в пространстве и времени и приносят огромный ущерб состоянию окружающей человека среды, его здоровью и жизни.
Опасности – это то, что угрожает человеку, обществу, государству и природе, поэтому профилактика опасностей и защита от них – приоритетная задача общества и государства.
Современный человек живет в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни, он должен знать, какие существуют опасности и как они воздействуют на организм человека и природную среду. Он должен иметь представление о том, как определяется соответствие параметров окружающей его среды нормативным требованиям безопасности, и уметь предупреждать и защищаться от различного вида неблагоприятного воздействия природного, техногенного или иного происхождения.
Целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является выработка идеологии безопасности, формирование у студентов безопасного мышления и поведения.
Его главная задача состоит в том, чтобы сформировать у студентов соответствующие компетенции; специальные знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**). Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивают формирование компетенций выживания в различных жизненных ситуациях, правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в случае острых социальных, социально-политических, военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях. Кроме того, будущий педагог должен не только знать, но и уметь обучить действиям при экстремальных и чрезвычайных ситуациях разного происхождения.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в базовую часть ОПОП. Имеет межпредметные связи с учебными дисциплинами, «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Педагогика».
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы ВО: учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав базовой части ОПОП (Б 1. Б.4.).
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них: 14 часов лекций, 22часа практических занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов.
Система контроля уровня знаний и профессиональной подготовки студентов включает следующие виды: текущий контроль (проверка усвоенного материала одного занятия); итоговый контроль по разделу; промежуточная аттестация в форме зачета.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ОК – 8 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | З.1 Признаки неотложных состояний в условиях чрезвычайных ситуаций. З.2. Характер воздействия опасных факторов на человека и природную среду и методы защиты от них в условиях чрезвычайных ситуаций. З.3. Методы оказания первой медицинской помощи условиях чрезвычайных ситуаций. | У.1. Распознавать признаки нарушения здоровья. У.2. Оказывать первую помощь при травмах, ранах, ожогах, кровотечениях; проводить простейшие реанимационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций. | В.1. Приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях В.2 Навыками по формированию безопасного поведения в экстремальных ситуациях; В.3. Навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их по–следствий. |
2. | ОПК– 12 способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства | З.4.Содержание, принципы, методические особенности здоровьесберегающих технологий, возможные риски и опасности социальной среды и образовательного пространства; З.5.Средства оздоровительного воздействия на организм; З.6. Нормы физиологических показателей здорового организма, признаки нарушения здоровья и поражения органов и систем организма; З.7.Функции педагога в аспекте формирования культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни; З.8. Признаки неотложных состояний, причины и факторы их вызывающие | У.3.Выявлять риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, применять здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности; У.4.Распознавать признаки нарушения здоровья. У.5. Устанавливать связь между влиянием фактора риска и характером изменения состояния здоровья детей; У.6. Разрабатывать перспективные медико-педагогические оздоровительные технологии с учетом возрастных и личностных особенностей подрастающего человека, а также национальных особенностей. | В.4.Навыками организации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, направленного на предупреждение и преодоление рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства, с использованием здоровьесберегающих технологий В.5. Навыками определения функционального состояния организма; В.6. Методами и средствами оказания доврачебной помощи; В.7. Навыками применения методик сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников; В.8.Способами формирования мотивации здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2