Предисловие ответственного редактора 9 страница

Процессы, обозначенные здесь, соответствуют обра- зу человеческой формы точно так же, как течение че- ловеческой жизни.


 

 

17.

Фрагмент. – Вариант к № 16, который примыкает к словам

«...и чувство равновесия.», с. 152, 1 строка снизу – относится к главам VIII – X.

 

Эти силы можно представлять так, что они, действуя в одиночестве, породили бы человека лишь таким, что он был бы способен не только нести «Я», но ещё раз- вивать в нём же зачатки для органов вкуса, зрения, те- плового впечатления, тона и звука, и понятия. Теперь представьте себе, что эти силы захвачены другими, происходящими непосредственно из астрального мира, и они поворачивают весь человеческий зачаток так, что новое направление по отношению к только что данно- му следует изображать справа-налево (это означает, что новое направление повёрнуто уже так, что с двумя другими составляет прямой угол). Эти силы астрально- го мира могут сохраняться при повороте прежних, а именно так, что для чувства обоняния на зачаток орга- на действует то, что переживается в самом чувстве обоняния; на зачаток органа чувства вкуса действует переживание зрения; на зачаток чувства зрения – теп- ло, на зачаток органа тона действует перевёрнутое со- держание чувства равновесия; на зачаток органа звука

– перевёрнутое содержание чувства собственного дви- жения; на зачаток органа понятия – перевёрнутое со- держание чувства жизни. –


 

 

18.

Две страницы. – Относится к гл. VIII – X.

 

отвечал только одним удержанием вещества на грани- це физического зачатка человека; но если желание ста- новится сильнее импульса движения, то поверхность этого зачатка втягивается во внутреннее, и возникает некая вмятина. Тогда желание обнаруживает вещество внутри границ, которые прежде определялись физиче- ским зачатком. Если теперь зачаток выходит за преде- лы новой границы, то имеет место некое желание, от- носящееся к воздействию вещества, находящегося во вмятине. В таком случае веществу не нужно проникать в физический зачаток человека; его можно восприни- мать как преобразованное переживание обоняния, то есть как внутреннее переживание обоняния. А это есть переживание вкуса. Теперь допустим, что одновремен- но в переживании обоняния было дано свойство самого вещества, которое это вещество может излучать в аст- ральном мире, и переживание обоняния будет физиче- ским только в такой степени, в какой оно является пе- реживанием ощущения, – так это переживание обоня- ния будет самоощущением вещества; и «Я», которое живёт в физическом мире, может воспринять само ве- щество, если это «Я» к физическому миру относится так, как в физическом мире человеческое «Я» относит- ся к себе самому, к понятию, звуку и тону. Но тогда происходящее из астрального мира «Я» может дейст- вовать на границах физического зачатка человека через взаимоотношение ощущения образа, желания и им- пульса движения, и посредством желания оно смогло бы вывести зачаток органа вкуса за пределы его обра- зующих сил и возникшую вмятину увести так далеко,


 

 

что она существовала бы как некое включение внутри границ первоначального зачатка физического тела че- ловека. Благодаря этому свойство видоизменённого переживания вкуса для преобразованного так органа всегда проявляет себя в том случае, когда вещество со своей поверхности излучает через физический мир не- кое свойство, которое не ощущается посредством же- лания, как запах, и не может переживаться непосредст- венно в районе вмятины, как вкус, охваченный органом вкуса, но которое должно быть встречено внутренним переживанием. Если в том месте, в направлении кото- рого «Я» излучается в собственном организме как аст- ральное самопереживание, в охарактеризованном включении находится препятствие, то в этом месте продвижение «Я» с его переживанием может быть за- держано только у границы своего тела; во внешнем оно может переживать само себя, если это внешнее излуча- ет со своей поверхности некое свойство, которое, прав- да, обусловлено внутренними свойствами физического тела, но само физическим не является, а пережито мо- жет быть только так, что переживание является само- переживанием некоего «Я». Но этим дана сущность оторванного от вещества переживания зрения. Если охваченный формированием орган зрения через взаи- мосвязь желания и импульса движения преобразуется так, что охватывает весь физический зачаток человека, то происходящее из астрального мира «Я» через такой орган повсюду находит в физическом мире возмож- ность проникнуть в вещество не физически, а получить в астральном самопереживании самопереживание, по- добное излучающемуся из вещества. Если охваченный формированием орган согревания возникает посредст- вом некоего импульса желания, действующего сильнее,


 

 

чем соответствующий импульс движения, удержанный прежде, чем достигнута мера того развития, которое может служить внутреннему согреванию, то этот орган попадает на путь, который открыт наружу; благодаря этому возникает орган, вызывающий внутреннее со- гревание через приём внешнего вещества; и если орган для внутреннего питания удерживается в таком же ро- де, то возникает орган для внешнего питания. Но если орган питания захватывается импульсом движения, ко- торый сильнее импульса желания, то он преобразуется во внутренний орган движения. – Если зачаток физиче- ского человека, после того как он претерпел преобра- зование, сформировавшее в нём органы для непосред- ственных отношений тона, звука и понятия, указанным способом приводится в движение справа налево с по- мощью описанного астрального «Я», так что это «Я» физического зачатка человека через ощущение образа при полном равновесии желания и импульса движения включило через запах самоощущение вещества; если затем через соответствующее взаимоотношение жела- ния и импульса движения оно при дальнейшем движе- нии включило такой орган, который через удержание или продолжение предела формирования напечатлел в упомянутом выше роде из органов, охваченных фор- мированием, чувственные органы чувств тепла, зрения, вкуса, обоняния, а также жизненные органы дыхания, согревания, питания, сохранения, роста и порождения; [ в рукописи зачёркнуто: то тогда среди жизненных ор- ганов остались] только ещё жизненные органы секре- ции, среди органов чувств органы чувства равновесия, чувства собственного движения и чувства жизни. Те- перь допустим, что физический зачаток человека, по- сле того как он воспринял все эти влияния, находится


 

 

на той стадии, когда названные зачатки чувств сфор- мированы, а жизненные органы ещё не достигли за- вершения. Допустим, что в таком состоянии зачаток движется спереди назад так, что на него может дейст- вовать происходящее из астрального мира «Я» со своими ощущениями образа, желаниями и импульсами движения. Тогда это «Я» может придать завершение соответствующим жизненным органам благодаря тому, что оно разделяет их на две группы. На такие, которые действуют наружу, как органы дыхания, согревания и питания, и на такие, которые действуют внутрь благо- даря тому, что, охваченные формированием органы питания, будучи заложенными внутрь, становятся и ор- ганами секреции; но затем физический зачаток движет- ся

 

19.

Фрагмент. – Относится к гл. X, см. с. 88 и след.

 

формирование жизненных органов извлечено из ду- ховного мира, исходя из этого мира. Теперь однако жизненные органы должны формироваться в смысле всего человеческого тела. Они должны придерживаться направлений, которые напечатлевают этому телу пере- вёрнутое чувство осязания, чувство жизни и так далее. Эфирное тело, поскольку оно является носителем фор- мообразующих сил для жизненных органов, благодаря этому приходит во взаимодействие с внешним физиче- ским миром, из которого определены направление и положение органов, так как органы являются носите- лями вещества. Поскольку человек организован по сво- ему Я-переживанию, проявление этого в его теле надо


 

 

видеть в выпрямлении; поскольку он есть физическое тело – в противодействии сил вниз; итак, можно ука- зать на противоположность сверху и снизу, снизу и сверху как на два вперемешку действующих течения: такое, которое человека телесно приковывает к земле, и такое, которое его развивает навстречу этому

 

Фрагмент. – Относится к гл. X, см. с. 89.

 

Три последние из этих содержаний не могли бы дейст- вовать на «Я», потому что они предполагают органы чувств; но содержание чувства равновесия есть на- правляющая сила; и поскольку это содержание дейст- вует в указанном выше направлении (сзади-вперёд), оно может отклонить уже обозначенную силу от своего первоначального направления. Носитель «Я» благодаря этому есть существо, устремляющееся в одном опреде- лённом направлении. Если же само «Я» происходит из высшего духовного мира, и сила высшего духовного мира может продолжать действовать в физическом ми- ре, чтобы заставить вещество отражаться само в себя, то этим дано переживание осязания. Если теперь пред- ставить себе «Я» всецело тем, чем оно является, только не покоящимся в себе, а стремящимся снизу вверх, то есть, если помыслить дух существующим так реально, как он проявляется в «Я» физического мира – только с одним стремлением снизу вверх (лучше сказать: стре- мящимся из одной точки по всем направлениям про- странства), то этим стремлением он мог бы встретиться кое с чем другим, происходящим из низшего духовного мира, но не существующим больше ни в чём, кроме как


 

 

в духе, подобно самому «Я», как оно существует в фи- зическом мире; только этот дух, пожалуй, должен стремиться спереди назад вместо снизу вверх. Только так духу следует встречаться с духом; и встречей должно выявляться истинное, которое состоит только в сопротивлении одного духа по отношению к другому. Возникающее на месте встречи тогда полностью соот- ветствует переживанию осязания. Если же это пережи- вание осязания

 

21.

Фрагмент. – Относится к гл. X, см. с. 90 и далее.

 

духовном мире существует противоречие между по- гружённым в себя и непогружённым в себя веществом. Это противоречие из физического мира влияет на тело человека ещё в процессе питания. Процесс питания указывает в физическом теле человека на направление спереди назад. Органы чувств с принадлежащими им нервными путями указывают no-существу сзади впе- рёд. Отсюда в направлении спереди назад можно уви- деть то направление, на котором из физического мира происходит воздействие на физического человека так, как в низшем духовном мире – погружение в себя ве- щества; в направлении сзади вперёд – то направление, на котором продолжает перерабатываться погружённое в себя вещество. Таким образом, в направлении спере- ди назад необходимо искать воздействие тех формооб- разующих сил, которые закладывают жизненным орга- нам органы чувств; зато сзади-вперёд – направление воздействия формообразующих сил, которые происхо- дят из низшего духовного мира. Действовать вперёд


 

 

внутрь человеческого тела из физического мира низ- ший духовный мир уже не может; спереди назад

 

22.

Фрагмент. – Запись на листе, архивный номер NZ 42.

 

которое при преобразовании жизненных органов и ор- ганов чувств расходует силы своего «Я», родственные с астральным миром, можно в движении жизненных органов вверх

 

23.

Фрагмент. – Запись на листе, архивный номер NZ 43.

 

Из этого видно, что органы чувств, подразумеваемые как продукт преобразования жизненных органов,

 

24.

Фрагмент. – Вероятно относится к гл. X.

 

звука и чувства понятия можно распознать признак то- го, что жизненные процессы, непосредственно проис- ходящие из низшего духовного мира, продолжаются по-прежнему и после рождения. В прямостоящей фи- гуре проявляется изначальное родство «Я» с высшим духовным миром. В формировании органа речи нахо- дится доказательство того, что в период последнего движения физического зачатка человека вверх имеются жизненные органы, которые в своём формировании до рождения уже находились под влиянием сил, дейст- вующих непосредственно из высшего духовного мира. Этот факт показывает, что в


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: