что по отношению к воздуху в человече- ском теле проявляется двоякое; одно формирует наружу орган дыхания и встраивает его в тело; другое строит ор- ган слуха. Разные корректуры в А и В. | ||
49,14-19 | В | Из организма навстречу внешнему миру развивается орган дыхания и орган слуха тоже. Так вот орган дыхания служит только внутренней телесной жизни, а ор- ган слуха должен быть приспособлен к внешнему миру, к области звука. |
А | Из организма орган дыхания прорастает навстречу внешнему миру так же, как и орган слуха. Так вот орган дыхания слу- жит только внутренней телесной жизни; однако орган слуха приспособлен к внешнему миру – к области звука. Разные корректуры в А и В | |
49,20 | В | стоит обращать внимание; |
А | обращено внимание; | |
50,13-15 | В | в человеке воспринять высокое сущест- во; |
А | воспринять высший мир; | |
50,17 | А | Аналогично другое, |
В | Аналогично другое, находящееся среди них, | |
50,28-51,3 | А | ; именно в этом же смысле можно при- |
знать, что второй из указанных миров | ||
проявляется в эмоциональных пережива- |
|
|
ниях «астрального человека», которые можно обозначить как жизненные ин- стинкты. В этих переживаниях обнару- живается нечто, с чем сливаются в одно другие инстинктивные переживания «ас- трального человека» и являют образ сверхчувственного мира в том же смыс- ле, в каком образ подобного же мира представляет Я-человек. | ||
В | ; именно в том же смысле можно при- знать, что астральный человек в пережи- ваниях эмоций, являющихся ему через жизненные процессы, воспринимает от- кровения сверхчувственного мира, в ко- тором органы этих процессов (жизнен- ные органы) получают сущность: 1. слу- жить жизни, 2. формировать из себя ор- ганы чувств. В этих переживаниях про- является нечто такое, в чём сливаются воедино другие инстинктивные пережи- вания и свою высшую деятельность об- наруживают в виде формирующей силы. Разные корректуры в А и В | |
51,20-32 | А | Чтобы мог осуществиться «астральный |
человек», другой мир, присоединяющий- | ||
ся к охарактеризованному сверхчувст- | ||
венному миру как «жизненный мир», | ||
строит жизненные органы. Силы этого | ||
мира оказались родственными тем из пе- | ||
реживаний, которые «астральный чело- | ||
век» имеет в жизненных инстинктах. То, |
что строит физического человека обна- руживает себя в вышеуказанном смысле в чувственном мире. Те силы, которые строят жизненные органы, могут обна- руживаться в физическом мире только в жизненных процессах. Ибо они создают жизненные органы и только через тако- вые может проявляться жизненный про- цесс. | ||
В | Чтобы мог осуществиться «астральный человек», сверхчувственный мир строит жизненные органы. Силы этого мира оказались родственными переживаниям «астрального человека». То, что строит физического человека, обнаруживает се- бя в чувственном мире в вышеназванном смысле. Те силы, которые строят жиз- ненные органы, могут обнаруживаться только в инстинктивных эмоциональных переживаниях, происходящих от жиз- ненных процессов. Ибо они не создают никаких органов чувств, а видимое мо- жет проявляться только благодаря тако- вым. Разные корректуры в А и В | |
52,3-5 | В | не может стать видимым, а может быть только эмоциональным инстинктивным переживанием. |
А | не может стать видимым. | |
52,12-13 | В | устроено так, что оно передаёт «Я» чув- |
ственные переживания; |
|
|
А | устроено так, что оно тоже становится чувственно воспринимаемым; | |
52,13 | В | «эфирное тело» может |
А | «эфирное тело» как созидатель жизнен- ных органов может | |
52,15-23 | В | Должно быть такое соотношение: «Я» к физическому телу человека относится так же, как «астральный человек» – к «эфирному телу человека». – Так жиз- ненные процессы предполагают наличие сил, которым они сами не служат, но к которым приспосабливаются, формируя, исходя из тела в смысле переживаний, органы чувств, например орган слуха; а органы чувств, наоборот, предполагают жизненные органы, сохраняясь благодаря их процессам. Дополнение в варианте В без интервала примыкает к «…может быть переживае- мо…эмоционально». |
А | Итак, можно различать: 1. Сверхчувст- | |
венный мир, в котором располагаются | ||
силы для созидания органов чувств. 2. | ||
Сверхчувственный мир, в котором нахо- | ||
дятся силы для созидания жизненных ор- | ||
ганов. Этот мир предполагает первый; | ||
отсюда первый мир может быть назван | ||
высшим духовным миром, а последний – | ||
низшим духовным миром. 3. Мир, в ко- | ||
тором астральный человек находится в | ||
таком отношении к жизненным процес- |
сам, что последние проявляются в нём в виде жизненных инстинктов. Жизненные инстинкты предполагают жизненные процессы, следовательно второй мир. Его (третий мир – прим. перевод.) следует назвать астральным миром. 4. Мир, в ко- тором благодаря органам чувств прояв- ляются чувственные переживания «Я- человека». Этот мир является физически- чувственным миром.
Весь абзац в варианте А является дополне- нием, которое с интервалом примыкает к
«…может быть переживаемо… эмоцио- нально.». (Вариант А тоже включён в ос- новной текст после варианта В. Прим. пе- ревод.)
52,6-17 Из высшего духовного мира образовано физическое тело человека, поскольку оно является носителем органов чувств. Из низшего духовного мира сформировано эфирное тело человека, поскольку оно вновь воздвигает жизненные органы. В астральном мире астральный человек вступает в отношение с жизненными процессами, так как они проявляются в жизненных инстинктах. В физическом мире «Я» человека вступает в отношение с чувственными переживаниями, пред- ставляющими собой внешний мир (звук, тон, тепло, свет и т.п.), поскольку чувст- венные переживания обнаруживаются
как чувственный мир. Весь абзац – это отдельно приложенное рукописное дополнение на одном отдель- ном листе, который отнесён к этому месту указанием соответствующего но- мера страницы печатного листа. | ||
54,6 | А | прежде всего примыкает |
В | прежде всего принадлежит | |
54,18-19 | В | предстают те* |
А | относятся те | |
54,28-29 | А | является весьма ценным; к нему пробуж- дается интерес. Если интерес должен |
В | является весьма ценным, к нему пробуж- дается интерес; должен | |
55,23 | В | деятельности «Я» |
А | деятельности «Я» | |
55,31-32 | В | говорят об органах чувств, для «эфирно- го человека» о жизненных органах, |
А | говорят о чувственной способности, для эфирного человека о жизненных процес- сах, | |
56,17 | А | того переживания |
В | переживания | |
57,2-3 | В | в ощущении |
А | в ощущении | |
57,31 | А | в реальности |
* В варианте В применён глагол dar bieten, sich, в варианте А –
|
|
an bieten, sich (прим. перевод.)
58,32-59,9 | В А | на самом деле Теперь легко признать, что мир, о кото- |
ром здесь сказано, что из него происхо- дит «астральное тело», равен охарактери- зованному в предыдущей главе «аст- ральному миру». Разве только жизнен- ные процессы должны вначале перемес- титься в жизненные инстинкты, чтобы быть импульсами в «астральном челове- ке». Таким образом, жизненные инстинк- ты, ощущения образов, желания и им- пульсы движения принадлежат «астраль- ному человеку», поскольку этот «аст- ральный человек» уже предполагает низший духовный мир, а сам происходит из астрального мира. Весь абзац есть добавление в варианте А. | ||
60,1 | А | В переживании человеком самого «Я» |
В | В переживании «Я» | |
60,24-25 | А | итак, возвращается |
В | итак, поворачивает обратно | |
61,13 | В | произойдёт, и только, |
А | произойдёт и только, | |
61,13-15 | А | если внутренний процесс переживания оказывает некоторым образом сопротив- ление, |
В | если затем внутренний процесс пережи- вания оказывает сопротивление, | |
61,22-23 | А | которое само «Я» снаружи |
61,24-25 | В В | которое «Я» снаружи запечатлено… которое само |
А | запечатлено, которое само* | |
62,1-23 | А | Теперь допустим далее, что внешний мир |
словно целиком заполняет процесс Я- | ||
переживания тем, что он послал во внут- | ||
реннее с помощью органа чувств; тогда | ||
внутреннее продолжает переживать в | ||
чувственном восприятии характерное |
свойство внешнего, несмотря на то, что внутреннее переживание и внешний мир противостоят друг другу. И проникнове- ние со стороны внешнего мира затем об- наружится как нечто однородное с внут- ренним. «Я» переживает внешнее и внутреннее как однородное. Так проис- ходит в чувстве тепла. – Теперь сравним переживание чувства тепла с жизненным процессом согревания. Впечатление теп- ла следует признать чем-то подобным теплу, пережитому в самом внутреннем и заполняющему это внутреннее.
|
|
У чувств обоняния, вкуса и зрения мож- но говорить о некоем проникновении внешнего мира в Я-переживания. Через чувство тепла внутренняя жизнь напол- няется своеобразием внешнего мира. У чувств равновесия, собственного движе-
* Вариант В относится к «свойству»
Вариант А относится к «переживанию». (Прим. перевод.)
ния и жизни известно восприятие чувст- ва изнутри. Через них «Я» переживает своё внутреннее физическое осуществле- ние.
В Далее допустим, что внешний мир как бы целиком заполняет процесс Я- переживания тем, что он послал во внут- реннее. Тогда всё внутреннее получит характерное свойство внешнего мира, хотя оно и является внутренним пережи- ванием, а проникшее со стороны внешне- го мира обнаружится как нечто одинако- вое с внутренним. «Я» будет переживать внешнее и внутреннее как однородное. Так это происходит в чувстве тепла. Впе- чатление тепла должно быть признано как нечто такое, что однородностью сво- его происхождения обязано как теплу, выработанному в самом внутреннем, так и заполняющему это внутреннее. (Ан- тропология должна это признать, так как она должна полагать внутреннее тепло возникшим благодаря внутреннему сго- ранию, так же как и внешнее тепло воз- никает через сгорание.) Если мыслят себе продукт внешних тепловых процессов, заполняющий тело, то его представляют себе как второй род внутренних пережи- ваний, как нечто, что заполняет «Я» и воспринимает Я-природу в самом «Я». Таким образом, в Я-переживание вдвига- ется нечто, что как второе «Я» заполняет
первое. Это второе «Я» действительно является Я-переживанием, противостоя- щим первому. Но поскольку это первое
«Я» ощущает истинным только себя са- мого, то оно должно представлять это второе как ощущение-образ самого себя. А тот внешний мир, в котором коренится второе «Я», полностью превратился во внутренний мир.
Если для чувства обоняния, чувства вку- са и чувства зрения можно говорить о проникновении внешнего мира в «Я- переживания», то можно представить се- бе также случай, что та часть внешнего мира, которая признана погружённой во внутреннее, действует не только запол- няя внутреннюю жизнь, как в чувстве тепла, но может даже превысить меру этого заполнения и до некоторой степени заглушить внутренние переживания. То- гда она проявилась бы внутри как чувст- венное восприятие. Эта погруженная часть внешнего мира в самом деле пред- ставляет собой соотношение, действую- щее у чувств равновесия, собственного движения и жизни. Благодаря им «Я» пе- реживает своё внутреннее осуществле- ние.
Разные корректуры в А и В, а также вы- чёркивание в А: «(Антропология … пре- вратилась во внутренний мир)»
63,8 А дано
64,15 | В В | случается у чувства звука |
А | чувстве звука | |
64,15-16 | А | развитие чувственной способности до |
В | развитие до | |
64,27 | А | у чувства звука |
В | у чувства речи | |
64,29 | А | уже усвоил другие значения |
В | уже усвоил другие | |
65,11 | А | Видно: |
В | Видно, что Разные корректуры в А и В. | |
65,22-23 | А | теперь себе человека |
В | себе человека | |
66,14 | А | в эти три |
В | в три | |
67,21 | В | от этого |
А | от него | |
67,26 | А | теперь то должно бы |
В | только то должно бы | |
67,34 | А | гипотетически вымышленное |
В | вымышленное | |
68,20 | А | имеет место. Если бы должно |
В | имеет место; если бы должно | |
68,27-28 | В | внешнее движение Я-человека пережить. |
А | внешнее движение пережить. |
68,12 | А В | деятельность внешняя деятельность |
69,21 | А | внутри |
В | внутреннему | |
69,30 | А | воспринимается, |
В | воспринимается; | |
70,5 | В | перевёрнутое переживание равновесия, которое |
А | перевёрнутое чувство равновесия, кото- рое | |
70,6-9 | А | собрало и органически включило подоб- но тому, как, например, перевёрнутое чувство жизни собирает и присоединяет переживание понятий. |
В | собирает и органически включает подоб- но тому, как, например, перевёрнутое чувство понятия собирает и включает пе- реживания понятий. | |
70,12-21 | А | что в основе возникновения устройства |
слуха лежит процесс, который делает ор- | ||
ган способным воспринять внешнее су- | ||
щество согласно его собственному со- | ||
держанию, вливающемуся во время кон- |
такта с человеком в качестве тона в Я- переживание, тогда как перевёрнутое чувство равновесия представляет дея- тельность, которая лежит в основе тона и которая навстречу переживанию тона сформировала, исходя из организма, уст-
В | ройство слуха. что в основе возникновения устройства | |
слуха лежит реальность внешнего мира, которая дана в чувственном переживании чувства равновесия, когда последнее представляют себе перевёрнутым, и не воспринятым во внутреннем человека, а излучающимся наружу; эта реальность при контакте с человеком отдаёт своё собственное содержание, вливающееся в качестве тона в Я-переживание, тогда как перевёрнутое чувство равновесия пред- ставляет деятельность, которой форми- руется устройство слуха. | ||
Разные корректуры в А и В. | ||
71,8-9 | А | некий род жизненного процесса |
В | некий род процесса питания | |
71,9-10 | А | эта деятельность |
В | деятельность | |
71,11-12 | А | некий род питания |
В | некое питание |
Рукописные наброски.
Сохранились различные рукописные наброски к «Ан- тропософии». Речь идёт о предварительных этапах на- ходящейся в процессе становления рукописи, которые охватывают от целой главы до маленьких отрывков. Поэтому они начинаются и заканчиваются порой посе- редине предложения, ибо на этом месте были прерваны или включены в контекст соответствующего места ру- кописи. Наброски напечатаны в первоначальном стиле по рукописям. По возможности даны ссылки на места в более поздней редакции рукописи и печатных листов. Дополнения ответственного редактора стоят в [квад- ратных] скобках.
1.
Шесть страниц, причём вторая страница отсутствует. – Более ранний, вероятно первый вариант главы I, начало которого сов- падает с началом печатной редакции, но затем, начиная с четвёр- той страницы рукописи (см. гл. I, с. 17, последняя строка и да- лее) тексты иногда отличаются.
Теософия исходит из того, что человек является преж- де всего духовным существом. И она стремится по- знать его как такового. Как человек изживает себя в тех или иных условиях, как он формируется в том или ином климате, в то или иное время, это для неё есть от- кровение духовного существа. Она стремится позна- вать различные формы, в которых может обнаруживать себя это духовное существо, и представлять из духа то, что антропология пытается познавать посредством внешнего созерцания. Мнение об этом духовном суще-
стве она освещает не как произвольное утверждение. При этом, как и антропология, она опирается на факты, хотя эти её факты тоже вполне естественно оспаривают с многих сторон. Она говорит о том, что внутреннее человека не является замкнутым, незыблемым, а спо- собно развиваться. Для неё в этом внутреннем заклю- чены зародыши, которые могут развиваться. И благо- даря этому развитию человек переживает не только внутренние факты. Более того, он проникает в мир, яв- ляющийся для него внешним миром не менее, чем чув- ственный мир, предстоящий как таковой. Внутренние переживания становятся посредниками внешнего ду- ховного мира. Они как таковые не являются самоце- лью; они являются средством прийти от внутреннего во внешний духовный мир, равно как органы чувств являются средством превратить внешний чувственный мир во внутренний душевный мир. Естественно, отно- шение человека к духовному внешнему миру должно быть иным, чем к чувственному. Форма последнего всегда будет представляться ему одинаковой, как бы он к ней ни подходил. Что бы ни происходило во внут- реннем человека, ничего нельзя изменить в том, каким в своём протекании является видимый факт. Дело об- стоит совсем иначе, когда внутреннее должно превра- щаться в орган наблюдения духовного мира. Тут ста- новится необходимым, чтобы всякий личный произвол был приведён к молчанию. И требуется совершенно определённая подготовка, чтобы этого добиться. По- скольку эта подготовка может дать необходимую сте- пень совершенства лишь приблизительно, людям все- гда будет трудно достичь согласованности по поводу того, что они переживают в духовном мире благодаря развитию своего внутреннего. У духовных исследова-
телей не возникает такой лёгкости, с которой естество- испытатели могут добиваться согласия по поводу ви- димых фактов. Но в самих фактах ничего не изменяет то обстоятельство, что человек благодаря развитию за- родышей, дремлющих в его внутреннем, может обра- зовать себе органы, которые приведут его в духовный мир. И только тот, кто ничего не хочет знать об этих фактах, может извлекать возражения против исследо- вания духовного мира из того обстоятельства, что ду- ховные исследователи не приходят к соглашению друг с другом.
Следовательно, теософия покоится на переживаниях человеческого внутреннего. Если однажды эти пере- живания будут обнаружены одной душой, то могут стать понятными и всякой другой душе, которая не за- крыта для понимания. Ибо всё, что переживает одна душа, как бы высоко она ни была развита, может про- звучать откликом в другой. Благодаря этому так же, как это происходит в чувственном мире, духовный мир приносит сообщение от человека к человеку. Относи- тельно видимых фактов должно царить согласие, по- тому что каждому, кто рассматривает их непредвзято, они представляются в одинаковом роде. О факте ду- ховного мира нельзя добиться согласия тем, что людей проведут внешне перед фактом и покажут его им; од- нако такое согласие всегда будет достигнуто, если лю- ди сами себя поставят перед соответствующими ду- ховными фактами на внутреннем душевном пути. – Тех людей, которые действительно это делают и при этом руководствуются только истиной, не смутят высказы- вания различных духовных исследователей. Из трудно- стей, которые обнаруживаются, они, исключив всякий
личный произвол, вполне находят понимание этих рас- хождений.
Это понятно, что точка зрения теософии многим кажется сомнительной. Так как она выступает в духов- ном развитии человечества, она поднимается над пе- реживаниями непосредственного бытия на высшую точку духовного исследования. И хотя люди, с неиз- бежным удовлетворением использующие в жизни вы- воды теософии, несут навстречу ей, пожалуй, глубокий интерес, будут всё же и другие, живущие с мнением, что человеку невозможно развить способности до та- кой высоты. И хотя несомненно, что пути всегда про- истекают именно из результатов духовного исследова- ния, чтобы связывать с ними непосредственную жизнь, эти пути, однако, длинны для добросовестных людей. Поэтому во многих отношениях то, что теософия мо- жет сказать о человеке, кажется довольно далеко от- стоящим от результатов антропологии.
Теперь следует взять следующую, третью, точку зрения, расположенную посередине между антрополо- гией и теософией. И проистекающий отсюда взгляд должен обрисовать антропософию как таковую. Ре- зультаты внутренних переживаний должны быть пока- заны непосредственно, не как в теософии, и внешний человек в таком случае изображается как откровение духовного существа человека; более того, само это от- кровение должно быть внимательно рассмотрено. Внешнего человека следует наблюдать так, как он пе- реживается в видимом мире. Однако это наблюдение должно происходить так, чтобы сквозь всё откровение отыскивать духовную подоснову. Не следует, как в ан- тропологии, оставаться при описании откровения, то есть на очевидном фактическом. Если теософия нахо-
дится как бы на вершине горы и оттуда обозревает ландшафт, а антропология, напротив, остаётся внизу на равнине и исследует лес за лесом, дом за домом, то ан- тропософия для своей точки зрения избирает склон го- ры, откуда ещё должны быть различимы частности, но уже однако объединившиеся в единое целое.
Здесь должен быть представлен лишь эскиз охарак- теризованной таким образом науки. Поэтому почти всё покажется только едва намеченным. Через некото- рое время к этому эскизу присоединятся два других, образующих с ним одно целое. В этом эскизе будет описано лишь то, что относится к телесному человека. И в узком смысле это должно называться антропосо- фией. Второй эскиз в отношении душевного должен быть назван психософией, а третий – в отношении ду- ховного человека – пневматософией. И тогда этим на другом пути, нежели избираемый самой теософией, будут снова получены её результаты.
2.
10 страниц. – Ранняя редакция, принадлежащая к гл. III. Этот предварительный этап, разделённый на три отрезка – один раз звёздочками*, другой раз интервалом – начинается такими же словами, как в гл. III (см. с. 36, строка 19 и следующая), но по- том текст становится совсем иным.
От начала абзаца – 21 строка: участвует своим «Я», в котором созидает себя на основании чувственных пе- реживаний душевный мир. Он уже не участвует в по- строении своего организма чувств. Однако размышле-
* В немецком тексте видимо опечатка, должно быть по смыслу Sternchen (прим. перевод.).
ние подсказывает ему, что бытие не может ограничить- ся тем, что он воспринимает органами чувств, потому что он не смог бы иметь никаких чувств для чувствен- ного восприятия без этого невидимого бытия.
Совершенно справедливо в противовес человеку, представленному в чувственном мире, говорить о дру- гом, не имеющем возможности обнаруживать себя в этом мире. Первый находится во взаимоотношениях с видимым миром и из него развивает свою душевную жизнь; второй находится во взаимоотношениях с дру- гим миром и из него развивает способности к чувст- венному восприятию. Второй человек как бы помещён внутрь первого. Но находясь в нём, он образует гораз- до более устойчивое строение, чем первый. Душевная жизнь, как она строится на основе мира чувственных восприятий, обнаруживается во внешней конфигура- ции человека. Посмотрите на лицо человека, которому постоянно улыбалось солнце жизни, и сравните его с тем, которому трудные жизненные заботы вчеканили многозначительные следы. Если продолжают такие на- блюдения, то вскоре приходят к представлениям о том, как характер душевной жизни обнаруживается в физи- огномии, в выражении лица, в жесте и конечно даже в фигуре человека. Но это проявление, которое внутри определённых границ является также результатом взаимоотношения между человеком и видимым внеш- ним миром, имеет нечто неопределённое, нечто нахо- дящееся в непрерывном колебании и становлении. Оно не даёт никакой устойчивой структуры. Зато ре- зультат, представленный способностями самого чувст- венного восприятия, внутри наиболее широких границ является завершённым, устойчивым, образующим не-
кое основание, на котором человек уже созидает свою подвижную осознанную душевную жизнь.
Как теперь напрашивается мысль о таком различии между внешним миром и внутренней душевной жиз- нью человека, при котором последняя даже является отражением первого благодаря их взаимоотношению, так же напрашивается предположение о подобном раз- личии между скрытым внешним миром и внутренним миром человека, скрыто расположенным позади мира, в котором прежде всего живёт «Я», когда оно опирает- ся только на видимый мир. Можно различать между миром, простирающимся перед человеком, когда он открывает одно или несколько из своих чувственных врат, и тем, который присоединяется к этому миру во внутреннем человека благодаря взаимоотношению. Тот, простирающийся перед человеком, мир должен быть назван здесь «чувственным миром». То, что в че- ловеке описанным способом выступает ему навстречу, должно быть названо «Я-человеком». Только в на- стоящий момент с этими именами не следует связывать ничего другого, кроме того, для чего они используются здесь непосредственно. – Мир, исходя из которого об- разуются способности чувственного восприятия, по- добно тому как образуются, например, представления из «чувственного мира», следует назвать «эфирным миром»; а рождённое в человеке из этого «эфирного мира» таким же образом, как «Я-человек» – из чувст- венного мира, следует назвать «астральным челове- ком». С «эфирным миром» не нужно связывать «эфир» в физике, а об «астральном человеке» не следует в на- стоящий момент воображать ничего другого, кроме охарактеризованного здесь. В таком же роде, как