Причины неуспеваемости

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успе­ваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может со­впасть с началом физиологических изме­нений в организме ребенка. Ребенок на­чинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих яв­лений являются рассеянность, ослабле­ние памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверен­ность в себе, в своих способностях «пе­реходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не реша­ется пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти труд­ности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобрав­шись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными пробле­мами ребенка: поссорился с другом, влю­бился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ре­бенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок пло­хо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоян­ные неудачи, плохие отношения с учите­лем или сверстниками, личные пробле­мы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в шко­ле, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие при­менения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчи­тать, сколько денег понадобится на по­купку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует на­личия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, исто­рии, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчи­тывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян поче­му-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в пове­дении ребенка, постарайтесь как мож­но скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то со­бытия, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в дол­гую командировку кого-то из родите­лей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семей­ной жизни часто объясняются внезап­ные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным де­лам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена но­вых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затрудни­тельных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять конт­роль за учебной деятельностью ребен­ка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делатьчасть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: