Сформированность учебных умений и навыков

К четвертому классу у боль­шинства детей уже складыва­ется индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хоро­шо прослеживается при подго­товке домашних учебных зада­ний. Так, например, одни при­ступают к урокам сразу после прихода из школы, другим тре­буется отдых (разной продол­жительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготови­тельный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые луч­ше усваивают материал с опо­рой на графические изображе­ния (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие сло­весное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типо­логическими особенностями де­тей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим ти­пом восприятия и переработки информации, неодинаковым ин­тересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учеб­ной работы проявляется не толь­ко в общем подходе к выпол­нению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктив­ными приемами учебной рабо­ты означает, что школьник при­обрел умение учиться: он спо­собен качественно усваивать предлагаемые знания и, в слу­чае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важ­ны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

ü слушать учителя;

ü выделять главную мысль сообщения;

ü связно пересказывать со­держание текста;

ü отвечать на вопросы к тексту;

ü ставить вопросы к тексту;

ü делать содержательные выводы на основе полученной информации;

ü письменно выражать свою мысль;

ü привлекать дополнитель­ные источники информации, пользоваться справочной лите­ратурой (словарями, энциклопе­диями и пр.);

ü адекватно оценивать ре­зультаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные спо­собности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отли­чать существенное от несуще­ственного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необхо­димо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходи­мыми, поскольку заметно воз­растет количество новой инфор­мации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, кото­рый еще оправдывал себя в начальной школе, будет весь­ма неэффективным. Неумение же правильно работать с учеб­ным материалом может стать причиной снижения успеваемо­сти, неоправданного переутом­ления учащихся.

Для того чтобы понять, в ка­кой степени четвероклассники владеют некоторыми из основ­ных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст не­сколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пере­сказывая, уверен, что все хо­рошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдель­ных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? От­вечает ли на вопросы к тек­сту?

Детей необходимо учить ра­ботать с учебным текстом: вы­делять главную мысль; состав­лять план; запоминать содер­жание и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно по­просить ребенка рассказать содержание прочитанной кни­ги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: