Периодизация психического развития

Л. С. Выготского

 

Рассматривая вопрос периодизации психического раз-вития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выде-лить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования»

 

и «социальная ситуация развития» (характер отно-шений между ребенком и обществом, которые складыва-ются в данный период).

 

Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Централь-ным моментом при рассмотрении динамики психическо-го развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выгот-ского, и составляет главное содержание критических воз-растов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет пози-тивные сдвиги - переход от одних форм поведения к но-вым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический - отказ от прежних форм отноше-ний и поведения;

2) критический - идет поиск новых форм поведения;

 

3) посткритический - отработка усвоенных форм пове-дения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении от-ношений со взрослыми.


 

 

Глава 4

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

 

Поиск научных основ периодизации психического раз-вития ребенка выступает как коренная проблема возраст-ной психологии, от разработки которой во многом зави-сит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

 

Существуют разные возрастные периодизации разви-тия. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

 

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.

 

1. Для первой группы характерно построение периоди-зации на основе внешнего, но связанного с самим про-цессом развития критерия. Примером могут служить пе-риодизации, созданные по биогенетическому принципу.

 

Представитель преформизма К. Бюлер считал, что ста-дии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интел-лект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак)

у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и пе-риод постоянных зубов.

 

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

 

3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь черезпризму его полового созревания. Периодизация Л. Кол-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: