Связь обучения и развития личности

 

Обучение - это процесс взаимодействия ребенка

 

с идеальной формой, опосредованного взрослым.

 

К настоящему времени сложились три основные кон-цепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже

и Л. С. Выготского.

 

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития иобучения. Обучение - это процесс приобретения навы-ков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти заразвитием. Психическое развитие - прежде всего разви-тие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект - особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомо-дация. Их равновесие является целью развития интеллек-та, которое имеет собственные внутренние закономерно-сти. Именно им должно быть подчинено обучение.

 

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет засобой развитие. Он подверг основательному критическо-му разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения

 

и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и разви-тия Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо по-ставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не со-зрели и двигают вперед их формирование».

 

Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выгот-ский отразил в понятии «зона ближайшего развития»,


ния каждой личности. В психологии выделяют несколько типов развития.

 

Эволюционное развитие - появление нового по срав-нению с предыдущим этапом (новообразования возраст-ных периодов).

 

Инволюционныеизменения- утратаранеесформиро-

 

ванных психических свойств и качеств, имевших место

 

в предыдущих периодах развития.

 

Гетерохронное развитие - разновременное проявле-

 

ние психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

 

Биологическоеразвитие -развитие,детерминируемоенаследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие- развитие человека под взаимо-связанным влиянием природной и социальной среды, ис-торического развития общества, национальной принад-лежности личности и др.

 

Специальное развитие - развитие психических функ-ций, процессов, свойств личности в условиях профессио-нальной подготовки.

 

Становление личности выступает как особый тип разви-тия, имеющий свои тенденции, перспективы развертыва-ния, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды названных типов развития.

 

суть которого состоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает с помощью других людей, в сле-дующий раз он решает самостоятельно. Обучение приво-дит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоот-ношения с окружающими и сотрудничества с товарища-ми, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

 

Исследования, проводимые Д. Б. Элькониным, В. В. Да-выдовым и др., направленные на изменение содержания обучения и способов преподавания, показали, что при проблемном обучении в развитии личности происходят существенные изменения. Теория П. Я. Гальперина о по-этапномформированииумственныхдействий открылапуть к разработке программ формирования интеллек-туальных функций, знаний и навыков с высоким уровнем усвоения.


 

взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, обще-ние младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной дея-тельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной дея-тельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.

 

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преиму-щественное развитие потребностно-мотивационной сфе-ры и как результат этого - освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного разви-тия интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

 

Предпосылки новой деятельности возникают в веду-щей деятельности данного периода.

 

 

рый существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому процесс психического развития - это процесс взаимо-действия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще не-возможно развитие. Поэтому внутри непреформирован-ного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобраз-ный, который проходит в форме усвоения.

 


 

 


17. Развитие деятельности -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: