Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-ходимых для нормального развития нервной системы и ор-ганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений в новорожденном периоде становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-мым активизируя его ориентировочные реакции.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который
в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже
в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле.
При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-рожденного переходит в менее бурное выражение отри-цательной эмоции - плач.
Наблюдения за младенцами в течение четырех часов
в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов
в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца от-мечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни
|
|
в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе
в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-вает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-
32. Социальная ситуация развития младенца |
Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-скогоразвития 'ребенкаужесложилась.Этосоциальнаяситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выгот-ский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ни-чего не может без взрослого человека. Жизнь и деятель-ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта - взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противо-речие: ребенок максимально нуждается во взрослом и
в то же время не имеет специфических средств воздей-ствия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуа-ции развития, которая его породила.
С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном перио-де, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходи-мые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформировать-ся органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприя-тия все первые годы жизни, фактически весь школьныйвозраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.
|
|
Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-
- _. I
громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоцио-нальная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу раз-
вития - младенчеству.
тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер,
А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые меся-цы жизни крайне важным для ребенка является эмоцио-нальный контакт, привязанность и защита, которая исхо-дит от близкого взрослого.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенче-ском возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспери-ментов, в которых показала, что и познавательное разви-тие, а не только развитие эмоций и речи, связано с обще-нием со взрослым.
Для большинства детей, воспитывающихся в семье, со-циальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.
формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредото-чения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зри-тельном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей
в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется
в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот-ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп-пы чувств.
тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивает-ся на лице человека, наклонившегося над ним, улыбает-ся, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.
Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмо-ционально-двигательная реакция, обращенная ко взрос-лому, которая называется комплексом оживления. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.
Психологи детства считают это новообразование ос-новным показателем завершения периода новорожден-ное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризи-са новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психи-ческое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).
3 3. Ведущая деятельность | t | |
в младенческом возрасте |
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности -