Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение но-вой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест-ной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, кото-рые ребенку открылись и затем стали его миром. Со-циальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - ПРЦЦМБГ - взрослый». В этом возрасте ре-бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го-ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употреб-ления предметов.
Социальная ситуация совместной деятельности ребен-ка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си-туации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается
|
|
в период раннего возраста. Это предметная деятель-ность, направленная на усвоение общественно вырабо-танных способов действия с предметами. Прежде всего она предметная, потому что мотив деятельности заключа-
* -
t 38. Развитие предметно-орудийной
I деятельности в раннем детстве
Ведущей деятельностью в раннем детстве является
Предметная деятельность.
Переход от младенчества к раннему детству связан
с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ упо-требления. Функции предметов не могут быть выявленыпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку взрослый.
На первых ступенях развития предметной деятельности действиеипредметоченьжесткосвязанымеждусобой: ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь
с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета,
в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующи-ми ему предметами или использовать предмет не по пря-мому назначению.
Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем детстве по двум основным направле-ниям:
1) развитие действия от совместного с взрослым до са-мостоятельного исполнения;
2) развитие средств и способов ориентации самого ре-бенка в условиях осуществления действия.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.
/ этап. От неспецифического употребления орудий к попыткам специфического использования орудий при
*