Зона ближайшего развития - это расстояние междууровнем актуального развития ребенка и уровнем возмож-ного развития, определяемым с помощью задач, решае-мых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выгот-ский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созрева-ния... Уровень актуального развития характеризует успе-хи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное разви-тие на завтрашний день».
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное тео-ретическое значение и связано с такими фундаменталь-ными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функ-ций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ре-бенка.
Зона ближайшего развития - логическое следствие за-кона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в со-трудничестве с другими людьми (в зоне ближайшего раз-вития), постепенно становятся внутренними психически-ми процессами субъекта (формой актуального развития). Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует
|
|
о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение должно ориентироваться не столько на уже со-зревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентиро-
26. Со i развития
К началу каждого возрастного периода складывается. совершенно своеобразное, исключительное, единствен- | ное и неповторимое отношение между ребенком и окру-жающей его действительностью, прежде всего социаль-ной. Это отношение называют социальной ситуацией развития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выгот-ский). Социальная ситуация развития - это исходный мо-мент для всех динамических изменений, происходящих
в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психиче-ские свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономер-но определяет весь образ жизни ребенка, или его со-циальное бытие. Среда с точки зрения развития стано-вится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной си-туации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выгот-ского, и составляет главное содержание критических воз-растов.
|
|
Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ре-бенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем
у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разны-ми детьми (Выготский Л. С.).
Главаб
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: НОВОРОЖДЕННЫЙ, МЛАДЕНЕЦ