Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20до 40лет)

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный харак-тер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологиче-ских функций на рубеже 25 лет интеллектуальное разви-тие не прекращается, а длится еще многие годы.

В эмоциональной сфере главные проблемы, требую-щие своего разрешения в период ранней взрослости, - это достижение идентичности и близости.

Близость - основа любви. Любовь складывается из та-ких эмоций, как интерес - возбуждение и удовольствие - радость. В этом периоде человек переживает новый комп-лекс эмоций. Среди них - эмоции родительских отноше-ний, которые включают в себя: радость от общения с ре-бенком, чувство привязанности и взаимного доверия и др.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрас-те уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что мо-лодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит пе-ред необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рожде-ние детей и выбор профессионального пути. Таким обра-зом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются но-вые мотивы его поведения.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии яв-ляются практические соображения, родительские уста Ч -

Кризис середины жизни - это психологический фено-мен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40 -

45 лет, и заключающийся в критической оценке и пе-реоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка при-водит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмыслен-но и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне на-строений.

В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жиз-ни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет


Отмечается относительное снижение характеристик средней взрослости. Рональд Кесслер, американский  
психолог, считает такое мнение ошибочным: «Все гово-  
психофизических функций. Однако это никак не отража-  
рит о том, что средний возраст - это лучшее время жиз-  
ется на функционировании когнитивной сферы чело-  
ни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожи-  
века, не снижает его работоспособность, позволяя ему  
лого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых  
сохранять трудовую и творческую активность.  
людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-  
Развитие аффективной сферы человека в этом воз-  
нибудь добиться успеха в своей работе?»  
расте протекает неравномерно.  
   
Данный возраст может быть для человека периодом Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера,  
расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих считают, что кризис середины жизни - это скорее исклю-  
способностей. Но при этом он все чаще начинает задумы- чение, чем правило. У подавляющего большинства людей  
ваться о том, что он смертен и что его время уходит. переход в средний возраст происходит незаметно и плав-  
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно вы- но. Они считают, что средний возраст - это переходный  
соким потенциалом для развития стресса, люди часто ис- период, связанный с переопределением целей. Подобная  
пытывают депрессию и чувство одиночества. переориентация прежде всего предполагает сравнение  
Желание человека среднего возраста действовать без себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные  
  промедления и тут же получать результат изменяет струк- 45цели и добиваются результатов в аналогичной профес-  

новки, желание реализовать свои способности, интерес

 

к профессии, ее престижность и ориентация на сложив-шуюся систему ценностей, которая может измениться

с возрастом.

 

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обога-щаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессиона-ла и гражданина.

 

Нормативныйкризис30-33лет обусловленрас-

 

согласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначи-мое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

 

Следует отметить, что ведущим фактором разви-тия в период ранней взрослости является трудовая дея-тельность, а главными задачами возраста являются про-фессиональное самоопределение и создание семьи.

 

сиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Аме-рики, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые застав-ляют вас почувствовать себя неполноценным».

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях,

 

в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в бо-лезнь, к новым кризисам.

 

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.


 

Самореализация является сложным процессом разви-тия человека как личности, субъекта деятельности и ин-дивидуальности и вместе с тем результатом этого раз-вития.

 

На личность и ее самореализацию оказывают воздей-ствие научно-технические, экономические, культурные условия общественной жизни, они обусловливают прояв-ление активности человека. Самореализация человека зависит от его социальной позиции (асоциальная, обыва-тельская, гражданская, культурно-историческая) и от ши-роты круга деятельностей.

 

Самореализация играет важную роль на всем жизнен-ном пути личности, по сути дела определяя его. Предпо-сылки к самореализации заложены в самой природе че-ловека и существуют как задатки, которые с развитием человека становятся основой способности к самореали-зации.

 

туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты

 

в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего твор-ческого потенциала, необходимость передать что-то сле-дующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.

 

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и ва-риации самооценок, и детерминирует все взаимо-действия.

 

Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности является труд, ус-пешная профессиональная деятельность, обеспечиваю-щая самоактуализацию личности.

 


 

4 6


г -f



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: