ПОЛИТИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А.В. БЕЛИЦКАЯ
Государственная инвестиционная политика представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на привлечение инвестиций в экономику, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, создание благоприятных условий для субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика должна определять потенциальные источники привлечения инвестиций, как государственных, так и частных, и приоритетные направления вложения привлеченных средств. Важную роль в государственной инвестиционной политике играют банковские инструменты, которые в настоящее время могут обретать не только традиционную форму кредитов и обеспечений, но и интересные альтернативные формы, например исламского финансирования.
Государственная инвестиционная политика непосредственно связана с кредитно-денежной политикой, за которую в государстве обычно отвечает Центральный банк. Однако в задачи центральных банков обычно не входит формирование инвестиционной политики государства. Даже в тех странах, где Центральный банк выступает в роли мегарегулятора, инвестиционный рынок стоит особняком, не подпадая под его контроль. Вопрос о роли мегарегулятора Банка России в государственной инвестиционной политике невольно провоцирует вопрос о соотношении финансового рынка и инвестиционного рынка. Представляется, что деление инвестиционного рынка на финансовый и рынок реальных инвестиций обусловлено делением самих инвестиций на финансовые (спекулятивные), что касается больше рынка ценных бумаг, и реальные (прямые), которые относятся к реальному сектору экономики. Представляется, что распространение влияния мегарегулятора на весь инвестиционный рынок нецелесообразно, хотя рынок ценных бумаг, как часть инвестиционного рынка, в настоящее время подконтролен Банку России. Как отмечает А.М. Экмалян, финансовый рынок, ввиду его особой социально-экономической значимости для общества, относится к числу наиболее строго регулируемых со стороны государства сегментов рынка <1>, чего нельзя допустить по отношению к рынку инвестиций. Между тем государственная инвестиционная политика, определяющая приоритеты развития такого рынка и носящая рекомендательный характер, была бы, по нашему мнению, эффективным средством антикризисного государственного управления.
|
|
Традиционным банковским инструментом государственной инвестиционной политики остается банк развития, который во многих зарубежных странах сочетает в себе роль коммерческого банка с дополнительной нагрузкой института развития, делегированной ему государством. В различных странах встречаются банки развития с определенной отраслевой направленностью, например, банки индустриального развития (Пакистан, Индия, Нигерия и др.) или банки сельскохозяйственного развития (Китай, Гана, Тринидад и Тобаго и др.), банки развития малого и среднего предпринимательства (Индия, Таиланд и др.), экспортно-импортные банки развития (США, Турция, Китай и др.) и универсальные банки развития, которые сочетают в себе различные функции. В частности, российский банк развития Внешэкономбанк является универсальным банком развития и важным инструментом государственной инвестиционной политики, который не только выдает кредиты под реализацию крупномасштабных государственных инвестиционных проектов, но и может выступать гарантом и поручителем, оказывать консультационную поддержку в инвестиционных проектах, осуществлять международное сотрудничество и выступать агентом Правительства Российской Федерации, например, по выдаче государственных гарантий Российской Федерации в проектном финансировании. В настоящее время Внешэкономбанк сам оказался среди потенциальных получателей государственной поддержки в антикризисном плане Правительства РФ в связи с тем, что им как банком развития была оказана значительная финансовая помощь инвестиционным проектам, имеющим важное государственное значение, на нерыночных условиях.
|
|
Банк развития является не единственным традиционным банковским инструментом инвестиционной политики государства. Такими инструментами могут выступать и обычные коммерческие банки. Так, банковские кредиты признаются одним из источников инвестиционной деятельности наряду с собственными средствами инвесторов и привлечением финансирования путем выпуска ценных бумаг. Как указывают А.В. Белицкая, Е.Б. Лаутс, с точки зрения экономической и правовой природы отношения по кредитованию и инвестированию во многом могут совпадать, но основным отличием банковского кредитования от инвестирования с правовой точки зрения является подчинение первого особому публично-правовому режиму, отнесение его к категории банковской операции, являющейся основой самой банковской деятельности <2>. В современных механизмах финансирования финансирующее лицо, предоставляющее заемные средства, которым чаще всего выступает банк, становится полноправным субъектом инвестиционных отношений. Так, Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> определяет финансирующее лицо как юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющие заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности. Финансирующее лицо может заключить с публичным и частным партнером соглашение, которое в Законе называется "прямым соглашением", в целях регулирования условий и порядка взаимодействия указанных субъектов в течение срока реализации соглашения государственно-частного партнерства, а также при его изменении и прекращении. Таким образом, законодатель вводит в российское право новые правовые средства привлечения заемного финансирования, что в целом также может найти отражение в государственной инвестиционной политике.
В России еще не встал ребром вопрос о разделении инвестиционного и коммерческого банкинга, который в настоящее время волнует многие зарубежные страны (США, Великобритания, Германия и др.). Запрет на совмещение инвестиционной и банковской деятельности в российском праве отсутствует, и в этой связи нет никаких препятствий по российскому праву для использования инструментов проектного финансирования, которое предполагает участие банка в инвестиционном проекте в качестве равноправного инвестора. Проектное финансирование позволяет осуществлять возврат вложенных средств (в том числе и заемных) исключительно за счет будущей прибыли от инвестиционного проекта, что допускает возможность реализации проекта при наличии всего 20% собственных средств инвестора. Государство поддерживает проектное финансирование, что должно найти отражение в государственной инвестиционной политике. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" <4> была предусмотрена возможность финансирования отобранных инвестиционных проектов по сниженной ставке финансирования с предоставлением государственной гарантии Российской Федерации, обеспечивающей до 25% возврата кредита.
|
|
Вопрос альтернативного финансирования приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением приоритетов по инвестиционному сотрудничеству России с зарубежными государствами из-за введенных против нашей страны санкций. В частности, перспективным направлением становится сотрудничество Российской Федерации с Китаем и привлечение финансирования в исламских странах. Развитие такого направления инвестиционной деятельности требует внесения некоторых изменений в законодательство Российской Федерации. В частности, попытки использовать такой банковский инструмент, как исламское финансирование, которое завоевало определенную часть инвестиционного рынка Великобритании, Казахстана и других стран, очевидно, столкнутся с некоторыми сложностями правового оформления долевого финансирования, не предполагающего наличия чрезмерного риска, получения прибыли в виде процента и некоторых других особенностей. Несмотря на формальное отсутствие препятствий к внедрению экзотических финансовых инструментов мурабаха, мудараба, мушарака и др. на российском рынке, небольшой опыт, накопленный российскими банками в указанном направлении, свидетельствует о неготовности российского банковского сообщества принять нетрадиционные банковские продукты. В данном контексте нельзя не упомянуть об инициативах не только исламского финансирования в качестве альтернативного, но также об инструментах православного финансирования, которое будет строиться на принципах православной философии и религии.
|
|
На наш взгляд, государственная инвестиционная политика, которая может быть реализована в том числе через банковские инструменты, должна выступать необходимым элементом государственного антикризисного управления. Как указывает в этой связи Е.П. Губин, необходимо учитывать, что воздействие государства на бизнес должно осуществляться исключительно через право, которое обеспечивает перевод усилий государства, применяемых им средств в плоскость практической деятельности, а эффективность средств государства зависит от эффективности правовых инструментов <5>.