Имеются два подхода к постановке целей:
1. установление целей, исходя из достигнутого уровня развития предприятия, прибавляя 2-3 % к показателям прошедшего года (планирование от достигнутого);
2. установление корпоративных целей путем разбиения процесса определения этих целей на ряд шагов:
• определение миссии бизнеса компании;
• установление долгосрочных общих целей на плановый период;
• определение конкретных целей и задач.
Миссия — деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса и его роль для компании и общества.
Миссия должна содержать круг потребностей; характеристику продукции и ее конкурентных преимуществ; перспективы роста данного бизнеса.
Предприятие прежде всего определяет свои цели в восьми направлениях:
1. Положение на рынке. Цель - добиться лидерства в определенном сегменте рынка или увеличить свою долю рынка до определенного процента.
2. Инновации. Здесь могут быть поставлены цели организации производства новейших товаров, свойства которых лучше, чем у товаров конкурентов.
|
|
3. Производительность труда. Здесь производится анализ достижимости повышенных показателей производительности, ресурсосбережения и т.д.
4. Персонал. Цели - сохранение рабочих мест при одновременном усилении мотивации; повышение квалификации работников, уменьшение управленческого аппарата.
5. Ресурсы. Цель - расширение/сокращение ресурсной базы и повышение ее стабильности.
6. Прибыльность. Цель - достижение определенного уровня прибыльности и рентабельности.
7. Управленческие аспекты. Цели - развитие прогрессивного менеджмента, т.к. краткосрочная прибыль может быть результатом предпринимательской интуиции или везения, а долгосрочная прибыль базируется только на эффективном менеджменте.
8. Социальная ответственность. Здесь целями могут быть проведение мероприятий по созданию благоприятного имиджа компании; по защите экологического состояния среды.
Предпочтительнее устанавливать цели по конкретным видам деятельности предприятия. При разработке стратегии необходимо вести анализ пробелов (разрывов) между намечаемыми целями и возможностями предприятия, а также определять пути их устранения.