Типы внешнего окружения

1. Быстроизменяющаяся среда. Такой тип среды свойственен экономике РФ.

2. Враждебное окружение. Существует в отраслях, имеющих жёсткую внутреннюю конкуренцию, например, в автомобильной отрасли.

3. Разнообразное окружение. Существует в случае осуществления глобального бизнеса.

4. Технологически сложная среда. В такой среде развивается микроэлектроника, компьютерная и телекоммуникационная техника, биотехнологии. Эти отрасли требуют высококвалифицированного персонала, большого объёма сложной по структуре новейшей информации. При таком типе внешнего окружения стратегическое управление ориентируется только на инновации.

Методы реагирования на изменения внешней среды

1. «Тушение пожара» (реактивный стиль). Решения здесь принимаются после произошедших изменений, как реакция на них. Такой стиль наиболее характерен для российской экономики.

2. Расширение сфер деятельности за счёт диверсификации производств и капиталов как средства уменьшения уровня коммерческих рисков.

3. Совершенствование организационной структуры управления для повышения гибкости управления. Такой метод привёл к созданию новых центров прибыли, стратегических бизнес - единиц.

4. Стратегическое управление. В любом случае для осуществления правильной реакции организация должна обладать большим объёмом информации о внешней среде. Источниками такой информации могут быть, например, данные из торгово-промышленной палаты, обществ потребителей, сообщения поставщиков и посредников, результаты опросов покупателей, сведения из обслуживающих отрасль организаций (банков, консалтинговых компаний, рекламных организаций).

На предприятиях РФ пока что уделяют небольшое внимание факторам внешней среды.

Анализ отрасли

При анализе отрасли нельзя обойтись без изучения показателей конкуренции. Целью анализа является определение привлекательности отраслей и отдельных товарных рынков внутри отрасли. В настоящее время используют теории М.Портера о конкуренции. М.Портер предложил модель анализа конкуренции, которая описывает всех участников отраслевого рынка и может быть использована при анализе структуры отрасли. Согласно теории Портера, прибыль отрасли зависит от:

- ценности товара для покупателей, которая определяется важностью потребности в нём и наличием товаров-заменителей;

- уровня конкуренции между соперничающими производителями;

- способности фирм, находящихся на различных стадиях производства и распределения товаров, взаимно договариваться.

Если же в отрасли нет товаров-заменителей и конкурентов, то на отраслевом рынке проявляется безусловный монополизм производителя этого единственного товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: