Основные показатели, используемые при анализе отрасли

Наиболее применяемыми являются следующие показатели:

1. реальный и потенциальный размер отрасли;

2. перспективы роста отрасли и стадия её жизненного цикла;

3. структура и масштабы конкуренции;

4. структура отраслевых издержек;

5. система сбыта продукции;

6. тенденции развития отрасли;

7. ключевые факторы успеха (КФУ).

Знание размеров отрасли важно при решении вопросов о вложении инвестиций в отрасль и определении доли рынка конкурентов. Анализ возможностей роста отрасли нужен для определения её рыночного потенциала. Необходимо уметь определять стадию жизненного цикла, на которой находится отрасль. При анализе роста изучаются такие показатели, как:

1. устойчивость объёмов продаж;

2. различные недостатки и пробелы (пробелы в конкурентной борьбе, в ассортименте товарной продукции).

Но самым существенным результатом анализа жизненного цикла отрасли является получение прогнозных дат, характеризующих наступление технологических прорывов в отрасли. После прохождения отраслью переломной точки может наступить резкое изменение темпов роста и его направления.

При изучении структуры и анализа конкуренции используется модель анализа конкуренции М Портера, рассмотренная на рисунке.2.

 

 

Рис.2.Модель анализа конкуренции

 

Конкуренция определяет привлекательность отрасли для притока инвестиций и способность предприятия получать более высокий уровень прибыли. Сильная конкуренция обычно снижает уровень прибыли в отрасли. Из всех факторов конкуренции обычно доминирующим является только один, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия. Интенсивность конкуренции зависит от числа фирм и их размеров; от специфики продукции; от характера спроса и перспектив развития отрасли; от затрат, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого; от наличия барьеров выхода из отрасли.

При анализе необходимо определить правила конкуренции, оценить конкуренцию в текущий момент и в перспективе. Возможность появления новых конкурентов в отрасли зависит от входных барьеров (приверженность потребителя какому-либо бренду; жесткий контроль над каналами сбыта; экономия на масштабе производства; переходные затраты, связанные со сменой поставщика; трудность доступа к производственным секретам; государственная политика - необходимость получения лицензий, ограничение доступа к источникам сырья).

Угроза появления товара-заменителя зависит от цены производства этого заменителя и готовности покупателей принять эту замену. Способность покупателей и поставщиков договориться существенно уменьшает прибыль, получаемую отраслью. Влияние покупателя велико, когда продукция стандартная, имеются альтернативные поставщики, низки переходные затраты, покупатели имеют возможность прямой интеграции и налаживания собственного производства поставляемой им продукции. Поставщики могут влиять на отрасль, повышая цены или снижая качество товаров. Их влияние велико, когда в отрасли доминируют несколько компаний; концентрация в отрасли поставщика выше, чем в отрасли потребителя; продукция уникальна и велики переходные затраты; от компаний-поставщиков исходит угроза прямой 'интеграции в отрасль потребителя, а потребители не заинтересованы в интеграции с поставщиками (обратная интеграция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: