Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия « Эволюция содержания государственных и муниципальных финансов»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Государственные и муниципальные финансы как часть экономических отношений.
2. Соотношение категорий «стоимость», «финансы», «государственные финансы», «муниципальные финансы», «бюджет», история их появления в русском языке.
3. Классическая теория появления государственных и муниципальных финансов.
4. Господство государства над финансами в рамках императивного подхода к сущности финансов. Основные принципы налогообложения и фискальной политики А. Смита.
5. Предложения в сфере налогового регулирования в работах Н.И. Тургенева, Д.А. Гурьева.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение денежных реформ Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте, их влияние на развитие финансовых отношений в Российской Империи, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 2, 13).
|
|
Занятие 2 (2 часа). Тема семинарского занятия « Назначение государственных и муниципальных финансов»
Вопросы для обсуждения и дискуссии:
1. Государственные и муниципальные финансы в неоклассической теории.
2. Равнозначность сфер финансовой системы в рыночной экономике. Принципы государственного невмешательства в экономику в работах Д. Рикардо, А. Маршалла, А. Пигу.
3. Необходимость минимизации объемов государственных и муниципальных финансовых ресурсов в рамках монетарной концепции М. Фридмена.
4. Государственные расходы как основной инструмент влияния на экономический рост и сглаживания экономических циклов – Дж. М. Кейнс и его научная школа.
5. Взгляды Р. Масгрейва на сущность государственных и муниципальных финансов.
6. Налогообложение, влияние налогообложения на экономический рост, уровень инфляции и рынок труда.
7. Справедливость при распределении средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления на общественные блага.
8. Принципы организации государственных и муниципальных финансов в современной России.
Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.
Интерактив – Групповое обсуждение государственных и муниципальных финансов при командно-административной системе хозяйствования – советский опыт государственного управления финансовой системой, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.
Рекомендуемые источники (1, 8, 10).