Характер включенных в словарь понятий

Словарь содержит философские, психологические, культурологические и биологические понятия.

Принцип систематизации содержания словаря

Словарь систематизирован в алфавитном порядке.

 

Содержание словаря

Абсолютная чувствительность — психофизическая ха­рактеристика чувствительности индивида, которая характе­ризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.

Абстрактно-логическое мышление — особый вид мысли­тельного процесса, который заключается в использовании по­нятий и логических конструкций.

Абулия аномалия мотивации человека, характеризующа­яся резким ослаблением силы потребностей.

Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Аддиктивное поведение (англ. addiction — склонность, па­губная привычка) — злоупотребление одним или нескольки­ми химическими веществами, протекающее на фоне изменен­ного состояния сознания.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка челове­ком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнес­тись к себе критически, правильно соотнести свои силы с зада­чами разной трудности и с требованиями окружающих.

Аккомодация (биол.) — изменение формы хрусталика гла­за при приближении или удалении предмета, на который смот­рит человек.

Аккомодация (психол.) — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схе­мы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (по­нятий) и выработка новых, усвоенных понятий.

. Активность — деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения. Активное существо содер­жит в себе источник активности, и этот источник воспроиз­водится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого и индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоле­ния сопротивления среды. Принцип активности противосто­ит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешива­ние организма со средой. Активность проявляет себя в актива­ции, различных рефлексах, поисковой активности, произволь­ных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Актуальная (корригирующая) самооценка отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррек­ции или оптимизации.

Акцентуация характера — чрезмерная выраженность от­дельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеет­ся своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в от­ношении ситуации определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчи­вость к другим типам жизненных ситуаций.

Альтруистическая установка готовность, предраспо­ложенность субъекта к поведению, направленному на благо других.

Амбивалентность внутренне противоречивое эмоцио­нальное состояние или переживай не, связанное с двойствен­ным отношением к чему-либо, характеризующееся одновре­менным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания — несогласованные, проти­воречащие друг другу (положительные и отрицательные) од­новременно испытываемые человеком эмоциональные отно­шения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства феномен психики взрослого челове­ка, который заключается в том, что человек не помнит собы­тия первых 3-4 лет жизни.

Аналитическая деятельность полушарий — деятель­ность полушарий головного мозга по расчленению получен­ной информации на составные элементы.

Асоциальные черты поведения — поведенческие проявле­ния, которые не соответствуют социальным нормам и требо­ваниям; не одобряются или порицаются вобществе; способ­ствуют совершению поступков, противоречащих нормам мо­рали и права.

Ассимиляция— процесс приспособления повой информа­ции (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия - это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у пего схемы действия (понятия, умении).

Атрибуция приписывание социальным объектам (чело­веку, группе, социальной общности) характеристик, не пред­ставленных в поле восприятия.

Аттрактор цели одно из основных понятий синергети­ки — конечное состояние развивающейся системы, цель ее раз­вития.

Аффект неадекватности неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекват­ной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защит­ная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.

Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно проте­кающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; пе­реход к состоянию, противоположному прежнему.

Аффективная сфера — совокупность переживаний чело­веком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Аффективное поведение — поведение, действие или вза­имодействие, которое в первую очередь определяется эмоци­ональным состоянием или отношением: действия под влияни­ем эмоций.

Аффективно-защитная функция воображения — функ­ция воображения, которая заключается в создании вообража­емой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на прак­тике.

Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состо­яния к другому, эмоциональная импульсивность.

«Аффекты на себя» аутонаправленная негативная эмо­циональная реакция.

Афферентные нервы нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору голов­ного мозга.

Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Б

Биодинамическая ткань движения — гармоничная систе­ма мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.

Бред — объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вов­лекающее личность больного. В отличие от ошибочных суж­дений, бред не корригируется при разубеждении или разъяс­нении. Бред противостоит даже самым веским доводам.

В

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Вербальные функции (лат. verbalis — словесный) — про­цесс оперирования различными формами знакового (словес­ного) материала.

Вербальные функции интеллекта - функции интеллек­та, связанные с оперированием словами, в том числе возмож­ность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Витальные потребности — жизненно важные, органичес­кие потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испы­тываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источни­ком его активности.

Внешние факторы трудовой деятельности — поддерж­ка удовлетворенности человека процессом труда за счет внеш­не организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.

Внимание — направленность и сосредоточенность психи­ческой деятельности на чем-либо определенном.

Внутренние факторы трудовой деятельности — под­держка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости са­мого рабочего процесса.

Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Внутренний самоотчет — сравнение желании и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.

Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания па этой основе новых представлений.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Враждебность агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Временные нервные связи механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появле­нии соответственно двух очагов возбуждения; путь прохожде­ния нервного импульса в определенный промежуток времени.

Время реакции — временной интервал между предъявле­нием какого-либо сигнала (оптического, акустического, так­тильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Вторичная (долговременная) память память, обеспе­чивающая сохранение и возможность воспроизведения инфор­мации на длительный срок.

Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга участки коры головного мозга, обеспечивающие син­тез сенсорной информации, полученной от отдельных первич­ных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.

Высокий статус — значимое положение в группе и актив­ное влияние на динамику отношений в группе.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, соци­альные по своему происхождению. К числу высших психичес­ких процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства эмоциональные процессы, выражаю­щие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

Г

Гендерные особенности — особенности, связанные с при­знаками половой принадлежности.

Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стерео­типов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генерализованные движения (лат. generalis — общий) — двигательная активность, подтверждающая (или сопровожда­ющая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, уча­щением дыхания, голосовыми реакциями.

Генетическая психология — изучает проблемы возникно­вения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка про­цессов в организме, обусловленных унаследованным от роди­телей набором генов.

Генотип совокупность всех генов, генетическая консти­туция организма.

Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, по­вышенный фон настроения, активность, общительность, ини­циативность, авантюристичность, социальная гибкость и лег­кость в общении, некоторая поверхностность в межличност­ных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисципли­ну и ограничение их активности.

Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — пол­ная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контро­ля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцен­туациях по неустойчивому и конформному типам.

Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — от­дел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентны­ми и эфферентными связями.

Глубина чувства — определяется тем, насколько суще­ственны для данной личности данное чувство и та сфера, с ко­торой оно связано.

Голосовые реакции {лат. re — против + actio — действие) — воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражите­лям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).

Д

Двигательные навыки навыки выполнения определен­ных движений.

Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного ха­рактера.

Делинквентное поведение — разновидность отклоняюще­гося поведения; противоправное, преступное поведение.

Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмо­циональном плане. Она часто связана со старческим возрас­том и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.

Депрессия (лат. depressio — подавленность) - угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассив­ностью поведения.

Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточ­ность чего-то желанного, необходимого.

Деформация поведения — негативные изменения в специ­фике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».

Дивергентное мышление — особый вид мышления, кото­рый предполагает, что па один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.

Динамические стереотипы (греч. dinamikos — подвиж­ный, stereos — отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, име­ющего ответ в цепочке рефлексов.

Директивно-распорядительный способ взаимодей­ствия — форма общения в процессе совместной деятельнос­ти, при которой преобладают команды и распоряжения.

Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безыни­циативность, стремление к ограничению социальной активно­сти и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психи­ческого темпа.

Дистресс — стресс разрушительный, деструктивный; вызы­вает адаптационную активность, но даже если и расширяет адап­тивные возможности, то часто одновременно тормозит разви­тие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если ре­зерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Дифференцированность экспрессии (лат. differentia -различие) - соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по вне­шним проявлениям.

Диффузность самоидентичности «рассеянное», «раз­мытое» восприятие и отражение субъектом того, что относит­ся к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комп­лекс переживаний человека, связанный с чувством его непол­ноценности и потерей собственного Я.

Долговременная память - вид памяти, благодаря которо­му человек способен длительное время сохранять и воспроиз­водить полученную им информацию.

Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловли­вающая работу нервных центров в данный момент и придаю­щая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в централь­ную нервную систему, одновременно подавляя активность дру­гих центров. Этим объясняется системный и целенаправлен­ный характер поведения.

Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмер­ный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характе­ра гипертимного типа (усиливает реакцию эмансипации), ас­тенического и психастенического типов (усиливает неуверен­ность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).

Доминирующие установки готовность, предрасполо­женность субъекта к определенной форме реагирования.

Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Ж

Жестокое отношение частые расправы за мелкие про­ступки, «срывание зла» на ребенке. Жестокость господствует во всей атмосфере семьи. Особенно пагубно при формирова­нии эпилептоидного типа акцентуации или даже психопатии.

Жизненный путь история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родите­лей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

З

Завышенная оценка — в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достиже­ний или объективных характеристик.

Завышенная самооценка неадекватное завышение в оце­нивании себя субъектом.

Закономерность способность системы к воспроизведе­нию однотипных изменений у разных людей.

Заниженная оценка уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негатив­ности — не соответствует объективности.

Заниженная самооценка неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм механизм сведе­ния к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцией и актуальным опытом.

Защитные механизмы физиологические и психологи­ческие способы саморегуляции, снимающие избыточное пси­хическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ — отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зрительно-моторная координация осуществление ко­ординированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

И

Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу дея­тельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и нефор­мального общения.

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, ис­ходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация отождествление себя с другим челове­ком, непосредственное переживание личностью своей тожде­ственности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинако­вый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных от­ношений.

Избирательность внимания выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуализм — ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности лич­ных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Индивидуальность — «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивид­ных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилуч­шего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями дея­тельности.

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процес­сов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегма­тическим темпераментом.

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упоря­дочиванием и самоорганизацией в некое целостное образова­ние с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихичес­кая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способ­ностей человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательнос­ти, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формиро­вание внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что проис­ходит с ними, за свои поступки на себя.

К

Классификация — способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32).

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обес­печивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получе­ния ответа в виде.знания.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие дея­тельность познавательных процессов и способностей человека.

Когнитивный диссонанс явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкивают­ся логически противоречивые знания об одном и том же объек­те или событии, переживается чувство дискомфорта и она стре­мится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки отно­сительно соответствующих объектов или событий таким об­разом, чтобы противоречие между ними было снято.

Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеж­дений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента са­мооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обо­сновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выра­жения суждений о себе.

Конвенциональная роль (лат. con.ven.tio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

Конвенциональные нормы совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важ­нейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления.

Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия меж­ду переживаниями человека и его Я-концепции.

Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, су­ществами или явлениями окружающей действительности.

Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обо­значения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Константное ядро Я-концепции - основные представле­ния о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуа­лизирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Контрнормативная шкала ценностей — ценности, про­тивопоставленные социальным, нормативным- для социально ориентированной личности.

Конформность — тенденция людей изменять свое поведе­ние таким образом, чтобы это соответствовало поведению и. требованиям других людей.

Концентрация внимания — одна из характеристик внима­ния, отражающая степень или интенсивность сосредоточенно­сти субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Косвенная агрессия агрессия, окольным путем направ­ленная на другое лицо.

Кратковременная память — вид памяти, характеризую­щийся очень кратким сохранением воспринимаемой инфор­мации.

Кристаллизованный интеллект является результатом опыта и образования и опирается на осведомленность и зна­ния, накопленные человеком в течение длительного времени. Уровень развития данного типа интеллекта выражается в спо­собности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.

Кросскультуральные исследования (англ. cross — пере­крестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этни­ческих групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Л

Латентный период (по З. Фрейду) — внутри четырех ста­дий психосексуального развития З. Фрейд выделял так назы­ваемый латентный период, приходящийся на младший школь­ный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии ин­тересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Латентный (скрытый) период — период времени, в те­чение которого в силу определенных субъективных или объек­тивных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Либидо (лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая о основе основных влечений человека (сек­суальных и влечения к жизни).

Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих суб­страт для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоции, мотивации и т. д.). Термин «лим­бическая система» введен П. Мак-Лейпом в 1952 году.

Личность (человек как личность) — в отечественной пси­хологии это: 1) субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности, носитель психосоциальных свойств челове­ка; 2) системное качество индивида, формирующееся в совме­стной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпи­рических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Лобные доли — области правого и левого полушарий голов­ного мозга, обеспечивающие программирование, регуляцию и контроль деятельности человека. Их поражение ведет к снижению умственных способностей и невозможности планиро­вания за счет выпадения ориентировочной основы действии. Логическая или словесно-логическая память запоми­нание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые по­нятия.

Ложные цели - рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдываю­щие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.

Локус контроля — склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Лонгитюдное исследование — длительное и систематичес­кое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее опре­делять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдный метод методология проведения экспери­ментального исследования закономерностей изменения пси­хологических, физиологических и др. характеристик за опре­деленный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

М

Мастерство — свойство личности, приобретенное с опы­том, как высший уровень профессиональных умений в опре­деленной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение строй­ный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны вы­сокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Метод продольных срезов методология проведения экс­периментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период вре­мен и, построенная на одномоментном обследовании лиц, при­надлежащих к различным возрастным группам.

Метод поперечных срезов — методология проведения экс­периментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, за­нимающихся одной и той же деятельностью, на основе обсле­дования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.

Механизм эмоционального заражения появление эмо­циональной реакции или эмоционального состояния у ребен­ка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.

Механическая память или механическое запоминание — способность запоминать без осознания логической связи меж­ду различными частями воспринимаемого материала.

Механическое запечатление — вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его за­поминания от начала и до конца, без использования специаль­ных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.

Мечта положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.

Мировоззренческие чувства переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объектив­ный мир и место в нем человека, а также переживания, связан­ные с формированием жизненной позиции, ценностных ори­ентации, убеждений, идеалов, принципов познания и деятель­ности.

Мнемические процессы — совокупность процессов, обес­печивающих функционирование механизмов памяти: запоми­нания, воспроизведения, забывания и пр.

Мнемонические приемы — специальные приемы, созна­тельные используемые субъектом для эффективного запоми­нания и воспроизведения информации.

Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д.

Монологическая речь — речь, произносимая одним чело­веком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

«Моральные инстанции» — ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценно­стей общества.

Моральные чувства — переживания, связанные с мораль­но-нравственной оценкой окружающей, действительности, са­мого себя, системы межличностных отношений.

Морфологические элементы — основные части речи, ее категории и формы слов, определяющие роль слов в словосо­четании и предложении, а также устанавливающие род, число, падеж, время, лицо, склонение, спряжение, неизменяемость слов и др.

Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) —;ложное психологическое образование, побуждающее к созна­тельным действиям и поступкам и служащее для них основа­нием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением оп­ределенной потребности.

Мотив власти стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое имущество в действии.

Мотив достижения — устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.

Мотив «избегания неудачи» — стремление избежать срыва, неудачи, порицания или наказания в том или ином виде деятельности.

Мотиваторы (мотивационные детерминанты) — факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решений.

Мотивационная установка — латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивационно-потребностная сфера личности — те ас­пекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с опреде­ленной целью. Мотивационно-потребностная сфера личности включает интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Мотивационные детерминанты (мотиваторы) — фак­торы, которые участвуют в мотивационном процессе и обу­словливают принятие решения.

Мотивационный кризис — ситуация смены и/или ослаб­ления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влече­ний, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация процессом — интерес к самому процессу со­вершения действия.

Мотивация роста (метапотребности) — потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением чело­века актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.

Мотивация содержанием стремление к познанию но­вых фактов, сути явлений, их происхождения.

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кругозор, повысить эрудицию и об­щекультурный уровень, то есть потребность заниматься само­совершенствованием.

Моторика — движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечи­вающих двигательные акты индивида.

Моторные способности свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Мудрость — экспертная система знаний человека, ориен­тированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Мышление - процесс познавательной деятельности инди­вида, характеризующийся обобщенным и опосредованным от­ражением действительности.

Н

Наглядно-действенное мышление — особый вид мысли­тельного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальны­ми предметами.

Направленность способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Настроение общее эмоциональное состояние, окрашива­ющее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Неадекватные аффективные реакции — эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно вос­принимаемые окружающими как несоответствующие ситуации).

Невербальные функции интеллекта — функции интел­лекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами.

Невроз — функциональное нервно-психическое расстрой­ство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфичес­ких клинических феноменах.

Невротические потребности — различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных меха­низмов к окружающему враждебному миру.

Невротический симптомокомплекс — перечень призна­ков в состоянии и поведении субъекта, достаточный для кон­статации невроза.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся как в фор­ме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Негативная самооценка низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное от­ношение к своей личности.

Ненормативные события — события, случившиеся совер­шенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, по­теря работы и т. д.

Неологизм вновь образованные слова или слова извест­ные, но используемые в новом значении.

Непроизвольное внимание — один из видов внимания — психический процесс, который возникает независимо от со­знания человека и заключается в вынужденном сосредоточе­нии субъекта в данный момент времени на каком-либо реаль­ном или идеальном объекте.

Непроизвольное воображение — вид воображения, харак­теризующийся непреднамеренным воспроизведением и преоб­разованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются снови­дения.

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в раз­витии психических функций.

Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межлично­стных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

Нормативная шкала ценностей — социально приемлемая и общественно одобряемая шкала ценностей.

Нормативные события — события, наступление которых ожидается в определенное время и переживается большин­ством людей.

О

Обобщение продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действитель­ности.

Обобщенность экспрессии логическое объединение не­скольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств.

Обобщенные чувства — переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей дей­ствительности и к самому себе, не опосредованные конкрет­ным предметом или явлением.

Образ тела — представление личности о внешности, о сте­пени эстетичности телосложения.

Образ Я здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональ­ных качествах.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.

Образное мышление вид мыслительного процесса, в ко­тором используются образы.

Объем внимания — одна из характеристик внимания, от­ражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Одиночество — состояние человека, когда ему не с кем раз­делить свою жизнь и не о ком заботиться.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Операция — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое ум­ственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.

Опосредованные мотивы мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющих­ся требований со стороны общества или рынка труда ради по­лучения диплома, который расширит возможности трудоуст­ройства.

Оральная стадия первая стадия психосексуального раз­вития (по 3. Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот. Чрезмер­ная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. В течение второй половины первого года жизни у ребен­ка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание стано­вятся важными средствами выражения переживаемого психи­ческого состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формирова­нию орально-агрессивного характера.

Ориентировочные действия (франц. orientation — уста­новка, ориентация) — совокупность действий человека, направ­ленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследова­ние и планирование поведения.

Отрицание — игнорирование личностью опасной и неже­лательной информации с целью исключения конфликта меж­ду Я-образом и непосредственным опытом.

Отрицательная самооценка — синоним «негативная са­мооценка».

Отрицательные эмоции переживания, связанные с не­удовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

П

Память процесс запечатления, сохранения, последующе­го узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

Патерналистская концепция мотивации трудовой де­ятельности — теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду. При этом вознаграждения, которые исполь­зуются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлеж­ности к данному предприятию.

Первичная (рабочая) память — память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи. Чаще всего это понятие встре­чается в иностранной литературе. В отечественной литературе данный вид памяти принято называть оперативной памятью.

Переключаемостъ внимания — способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на дру­гой.

Перцептивная деятельность — совокупность психичес­ких процессов, обеспечивающих адекватное отражение в со­знании человека окружающей его действительности.

Перцептивная информация — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результа­те их восприятия индивидом.

Перцептивные действия — структурные единицы процес­са восприятия у человека, которые обеспечивают сознатель­ное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Перцептивные эталоны — общепринятые характеристи­ки свойств предметов, позволяющие человеку оценить адек­ватность воспринимаемого предмета.

Письменная речь — особый вид речи, использующей гра­фические символы для передачи речевых звуков.

Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосред­ствованное языком взаимодействие с окружающей средой, ре­ализуемое в форме деятельности и общения.

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства при­нимать самостоятельные решения.

Повышенная моральная ответственность — возложе­ние на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера.

Пограничная личность — личность с пограничными пси­хическими расстройствами.

Пограничное сознание изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.

Пограничные психические расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых пет патологической деформации личности.

Подвижный тип нервной системы — тип нервной систе­мы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов.

Подкрепление влияния, усиливающие вероятность по­вторения предшествовавшей им реакции.

Позитивная Я-концепция обобщенное представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности.

Познавательная деятельность — сознательная деятель­ность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также кон­кретных знаний.

Познавательно-интеллектуальная функция воображе­ния функция воображения, заключающаяся в формирова­нии представлений на основе предыдущего опыта при получе­нии новой информации о неизвестных для субъекта предме­тах или явлениях.

Познавательные мотивы — мотивы учения, обусловлен­ные содержанием или самим процессом учения.

Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информа­ции. В их число входят: ощущения, восприятия, представле­ния, память, воображение, мышление, речь.

Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потреб­ностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недо­умения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догад­ки, близости решения; радость открытия истины.

Половая самоидентичность — сознание своей принад­лежности к полу.

Полоролевые предпочтения — конкретизация в половой соотнесенности деятельности или поведения.

Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») — обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка, восторги, преувеличение качеств ребенка. Ведет к формированию акцентуации истероидного типа с ха­рактерным для него эгоизмом, неуемной жаждой признания и получения льгот, порождающей многочисленные конфликты с окружающими.

Потенциальный Я-образ — каким я мог бы быть при реа­лизации (субъективно воспринимаемых) не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных.

Потребностно-энергетическая сторона мотивации — динамическая характеристика мотивации, отражающая силу мотивационного возбуждения.

Потребность переживаемое состояние внутреннего на­пряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее пси­хическую активность, связанную с целеполаганием.

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Потребность в безопасности и защите — основная по­требность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

Потребность в корнях — по Фромму, базисная потреб­ность человека быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему.

Потребность в новых впечатлениях стремление к вос­приятию и познанию всего нового.

Потребность в позитивном внимании — приобретенная потребность человека получать приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.

Потребность в установлении связей по Фромму, базисная человеческая потребность заботиться о других и прини­мать участие в их жизни.

Появление надежды — комплекс положительных эмоци­ональных реакций, связанных с появлением матери.

Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельно­стью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью. трудностями осуществления или завершения де­ятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напря­жения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы.

Практическое мышление — вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действи­тельности на основе постановки цели, выработки планов, а так­же восприятия и манипулирования реальными предметами.

Практическое обобщение — продукт мыслительной дея­тельности, который отражает общие признаки и качества яв­лений, установленные субъектом на основе своего субъектив­ного практического опыта.

Предметная деятельность это целенаправленная фор­ма активности ребенка, в основе которой лежит его познава­тельная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором акку­мулирован общественно-исторический опыт данного сообще­ства.

Предметные действия (схема действия) — в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слеже­ние глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схва­тывание и т. п. Предметное действие — «это то наиболее об­щее, что сохраняется в действии при его многократном повто­рении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.

Предметные чувства связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление.

Представление о сохранении в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических опе­раций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Пред­ставление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему от­крыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого Детские представле­ния, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).

Представление — психический процесс отражения пред­метов и явлений, которые в данный момент не воспринимают­ся, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Престижная (эгоистическая) установка предраспо­ложенность субъекта к поведению, направленному на собствен­ные интересы, желания, потребности.

Прогностическая самооценка — уровень возможных до­стижений человека в какой-либо актуальной ситуации.

Продуктивное представление — воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное пред­ставление близко к воображению.

Продуктивность — плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях.

Произвольная память психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемом, а также при наличии волевых усилий.

Произвольное внимание один из видов внимания — пси­хический процесс, который заключается в сознательном и ак­тивном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Произвольное воображение вид воображения, характе­ризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведени­ем и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения яв­ляются творческое воображение и мечта.

Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциаль­ного поведения.

Профессионал человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда.

Профессионализм деятельности — качественная харак­теристика субъекта деятельности, отражающая высокую про­фессиональную квалификацию и компетентность, разнообра­зие эффективных профессиональных навыков и умений, вла­дение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятель­ность с высокой продуктивностью.

Профессионализм личности — качественная характерис­тика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ори­ентации, направленные на прогрессивное развитие специали­ста.

Профессиональная адаптация — приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: фи­зическим (физическому окружению и орудиям труда), соб­ственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руковод­ства и межличностным отношениям).

Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфи­ческих особенностей определенной профессиональной дея­тельности, осуществляемой в течение длительного времени.

Профессиональная Я-концепция представление лично­сти о себе как о профессионале.

Профессиональный эталон — субъективное представле­ние о психологических качествах и поведении человека, спо­собствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворен­ность собой и результатами деятельности.

Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями.

Процесс обобщения — мыслительная деятельность, содер­жанием которой является отражение общих и характерных признаков и качеств данного класса объектов и явлений окру­жающей действительности. Процесс обобщения лежит в осно­ве формирования понятий.

Психастеник — личность психастенического тина. Ведущи­ми свойствами личности являются: повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, склонность к тяжелым сомнени­ям и колебаниям при принятии решений, чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, исполнительность, но в то же время боязнь ответственности, беспокойная суетливость при исполнении порученного ему дела, склонность тщательно про­думывать свое поведение в предстоящих ситуациях, склонность к суждениям и умозаключениям магического типа (склонность к «загадываниям», чувствительность к приметам). Жизненный стиль во многом обусловлен боязнью неудачи.

Психогенетика — изучает происхождение индивидуаль­ных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психодиагностика — область психологической науки, раз­рабатывающая методы выявления и измерения индивидуаль­но-психологических особенностей личности.

Психологическая устойчивость — устойчивость личнос­ти к воздействиям социальной среды, в том числе к воздей­ствиям субъектов межличностного взаимодействия.

Психологический возраст характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательны­ми навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.

Психологический факт — предмет психологического изу­чения.

Психологическое время — субъективно оцениваемое вре­мя, отражает психологический возраст личности, самоощуще­ние возраста.

Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опы­та и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосре­доточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Психосоматизация развитие функциональных и орга­нических расстройств, заболеваний, как специфических «па­тологических личностных защит».

Психосоциальное развитие — развитие природных воз­можностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; разви­тие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, ов­ладение социальными способами взаимодействия (вербальны­ми и невербальными средствами общения).

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.

Психофизиологические функции — функции коры голов­ного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологи­ческими и психическими процессами.

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (воспри­ятие) систем человека.

Психофизические функции — взаимодействие физиологи­ческих и психических процессов, определяющее уровень чув­ствительности (пороги ощущений) сенсорной системы.

Р

Развитие — это процесс необратимых, направленных и за­кономерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований пси­хики и поведения человека.

Расколотое самосознание — самосознание, включающее две противоположные Я-концепции: внешнюю, защитную и идеализированную, и глубинную, состоящую из плохо сфор­мированного Я-реального. При этом внешнее Я — доминиру­ет, а Я-реальное — подавлено и проявляет себя неэффективно.

Распределение внимания — способность человека выпол­нять несколько видов деятельности одновременно.

Реальное Я представление о себе в настоящий момент.

Реальный Я-образ




double arrow
Сейчас читают про: