VII. Учебный словарь дисциплины

Акмеологические инварианты в педагогической деятельности - такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность педагогического труда независимо от действия внешних условий и факторов (постоянная включенность в процесс принятия решений, предвидение, проницательность, личностные притязания и мотивация достижения, саморегуляция и др.).

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Словарь практического психолога. – Минск, 1997. – с. 85).

Воспитание – целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984- с. 24).

Воспитание – это вид деятельности, осуществляющий – продуцирующий передачу новому поколению социально-культурно-исторического-онтологического опыта; это и иерархическое – целеинтенциональное воздействие на сознание и поведение индивида, с целью формирования в его психике, сознании, определенных принципов, понятий, социоустановок, которые в свою очередь обеспечивает необходимые условия для эволюции индивида, и подготовки его к тому или иному жизненному пути, к профессиональной деятельности, к общению с другими индивидами в социуме, в обществах, микрообществах; … В. можно рассматривать как процесс взаимодействия между воспитателем и воспитуемым, и как процесс коммуникации между воспитуемыми (Юрчик В.В. Современный словарь по психологии. – М., 1998. – с. 87).

Гуманистическая образовательная парадигма - представление о сущности образовательного процесса и механизмах его развития, основанное на идеях теории деятельности, личностно-деятельностного подхода к обучению, гуманистической психологии и народной педагогики, признающих ценность и индивидуальность личности обучающихся и создающих условия для проявления его субъектных характеристик в образовательном процессе.

Идентификация - механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление – как механизм индивидуализации личности.

Индивидуальный стиль деятельности - присущий конкретному педагогу, как субъекту педагогической деятельности, когнитивный стиль, стиль общения, стиль управления, саморегуляции. Определяется индивидуально-психологическими особенностями педагога, включающими индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности обучающихся.

Личностная рефлексия школьника – это обращенность его сознания на себя, способность и готовность к адекватному и эффективному самоанализу, самоконтролю, самооценки и самопрогнозу поведения.

Личностно-деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Личностно – ориентированное образование – это обучение,

школьников, направленное на развитие таких качеств личности как сверхнормативная активность, познавательная потребность, автономность, самостоятельность, инициативность, ответственность, духовность, нравственность, рефлексивность, толерантность, эмпатийность и другие социально важные качества человека.

Научение – целесообразные изменения внешних способов действий, поведения, деятельности, общения, опыта в условиях, не требующих специальной организации, плана, программы, возникающий и проводимый стихийно.

Наглядно-демонстрационные способы и средства учения – система приемов, операций, движений, действий на основе чувственного отражения (ощущений и восприятий) образца, показа, демонстраций наглядного, дидактического и атрибутивного материала, технических средств, путем подражания, внушения, влияния, копирования, упражнений; в форме чувственного образа и представления выражается опыт (знания, умения, навыки).

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Навык - упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнение действия, характеризующееся отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Образовательная парадигма - совокупность теорий, концепций, взглядов и идей, выступающих основой для рассмотрения сущности образовательного процесса и механизмов его развития.

Ответственность самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых субъектом (К.А. Абульханова – Славская, 1985)

Ответственность – гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. (В.П. Прядеин).

Психологическая поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социальному, профессиональному самоопределению личности школьника в ходе формирования её способностей, ценностных ориентаций, сакральных установок, повышения конкурентно способности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния школьника как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социально-психологической, личностной, профессиональной самореализации на всем пути развития ученика со стороны педагога.

Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию школьника. Является основным направлением психологической поддержки школьников со стороны учителя.

Психологическое консультирование – это оказание помощи школьнику со стороны учителя в её самопознании, адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии, включая консультации по вопросам семьи и брака.

Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие учителя на личность школьника с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности. Подход к обучению - категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; это глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия (обучающего и обучающегося).

Продуктивность педагогической деятельности - результативность педагогической деятельности, выражающаяся в степени соответствия педагогических результатов поставленным педагогическим целям.

Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Саморегуляция в педагогической деятельности - способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.

Самоактуализация – это актуализация сущности человека, а сущность человека, по всей видимости, обладает способностью к неисчерпаемой интерпретации.

Самовоспитание состоит в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе.

Самовыражение представляет собой эпифеномен самореализации, форму компенсации неудачи в самореализации, когда потребность в трансляции себя оказывается недостаточно подкрепленной соответствующей способностью (например, демонстративное поведение).

Самоутверждени е имеет иную мотивационную основу, а именно стремление получить общественное призвание со стороны других «здесь и теперь», реализоваться таким образом, чтобы воспользоваться эффектом самореализации, а зачастую квазисамореализации (вклад в науку). Лишение возможности социального призвания вызовет прекращение активности, направленной на самоутверждение.

Словесные способы и средства учения – система невербальных и вербальных приемов и средств при взаимодействии I и II сигнальной систем, с использованием словарного запаса устной и письменной речи, грамматических и синтаксических правил и законов, ораторского мастерства, форм: объяснения, рассказа, беседы, диалога, монолога, диспута, доклада, лекции -, формирование опыта путем абстрактного, обобщенного, логического отражения на уровне научных понятий, общих суждений, индуктивных – дедуктивных умозаключений, творческого мышления, умственных способностей.

Субъект деятельности - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Усвоение - процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. По С.Л. Рубинштейну, усвоение - "центральная часть процесса обучения, … психологически сложный процесс, который не сводим к памяти или прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя…".

Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения. Включает:

  • способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям противоречащим его личностным установкам;
  • способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Учебно-педагогическое сотрудничество - проявление гуманистической образовательной парадигмы на практике: процесс взаимодействия, общения и совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленный на их личностное развитие, личностную и профессиональную самореализацию.

Учение - неполная учебная деятельность; процесс, в котором обучающийся не в полной мере выступает субъектом познавательной деятельности, хотя и приобретает определенный опыт (знания, умения, навыки): наличие неадекватных мотивов, несамостоятельная постановки цели, отсутствие самостоятельности при выборе средств решения учебной задачи, полное или частичное отсутствие самоконтроля, самооценки и саморегуляции деятельности.

Учебная деятельность – двухсторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся, как оптимизация, стимуляция и мотивация на основе педагогической деятельности и педагогического общения, их индивидуального стиля со стороны учителя, его индивидуального и возрастного подхода к учащимся в учебной, проблемной ситуациях в ходе учения с целью формирования опыта индивидуального и общественного, направленности личности, её свойств, сознания, самосознания, научного убеждения.

Учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных из вне педагогом (или формулируемых самостоятельно), на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Ядром учебной деятельности является учебное самосознание, то есть осознание обучающимся мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который сам организует, направляет, контролирует и регулирует процесс учения.

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональное cгорание - характеристика психологического состояния здоровых людей, это состояние изнемождения, истощения, с ощущением собственной беспомощности и бесполезности (Х. Дж. Фрейнденберген).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: