Общая характеристика методов и процедур диагностики социально-психологических свойств личности, применение их в научных и прикладных исследованиях. Исследование свойств личности в системе ее связей и отношений в контактной группе и обществе. Диагностика коммуникативных задатков и свойств личности. Исследование мотивационной сферы, установок, самосознания, направленности личности, ее ответственности и зрелости. Позитивистская и понимающая парадигмы. Коррекция, формирование и развитие социально-психологических свойств. Адаптивно-развивающий и коррекционный подходы.
Основная литература:
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.263-273
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.158-198
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.211-237
4. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.401-405
5. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб., 1996. С.10-32
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М., 2006. С.40-93
7. Гонеев А.Д., Лифинцева И.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999. С. 145-237
8. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2004. С. 160-203
9. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.110-135
10. Практическая психодиагностика. Самара, 1999. С.14-661
11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.14-138, 237-307, 365-448
12. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.7-469
13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Ч.3. М., 1990, С.3-37
Дополнительная литература:
1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000. С.53-294
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. Екатеринбург, 2000
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.3-118
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.С. 99-111
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002. С.64-98
6. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. М., 2004. С.92-289
7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. 255-299
8. Общая психодиагностика/ Под.ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987. С.155-289
9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-165
10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. С.171-187 Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С.54-352
11. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.14-33, 207-256, 274-395
12. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000. С.20-122
IV. СОДЕРЖАНИЕ практических занятий
Раздел I. Личность как предмет социально-психологических исследований
Тема: Традиции и современное состояние исследований личности в современной психологии.
Цель: дать студентам целостное представление о личности с социально-психологических позиций. Задачи:
В ходе занятий студенты:
- сопоставят концептуальные установки различных исследовательских школ на структуру личности.
- приобретут навыки самостоятельного формирования структуры личности с учетом современных тенденций в развитии теории личности
Ход работы:
1. Первая часть семинара: студенты самостоятельно знакомятся с основными теоретическими представлениями о личности в различных школах. На основании изученного материала студенты выполняют творческую работу «Рисунок (схема) структуры личности» и обсуждают их на семинаре в микрогруппах. После обсуждения проводится защита по одному рисунку от каждой микрогруппы.
2. Вторая часть семинара: Студенты делают доклады по предложенным ниже темам. Затем проводится обсуждение в форме круглого стола.
Темы докладов
1. Психоаналитическая парадигма личности
2. Человек в поисках смысла жизни (по работам В.Франкла)
3. Самоактуализирующаяся личность (концепция А.Маслоу)
4. Направленность личности (по работам Э. Шпрангера и Р. Ассаджиоли)
5. Личность в системе отношений (по работам В.Н.Мясищева,
Б.Г.Ананьева)
6. Системно-деятельностная концепция личности (концепция
В.Леонтьева)
7. Интерактивная концепция личности
8. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область
9. Аналитическая психология личности (по работам К.Юнга)
Вопросы для обсуждения
1. Какова специфика взглядов в рамках различных теоретических школ на представленность социального во внутреннем мире человека?
2. Осознаваемое и неосознаваемое в личности. Сопоставьте
психоаналитический и системно-деятельностный подходы.
3. Возможна ли интеграция подходов к проблеме социально-
психической детерминации формирования личности?
Основная литература: