Тема: Социальная ситуация развития и проблемы адаптации
Задачи:
В ходе занятий студенты:
- проанализируют этапы социализации как процесса последовательной адаптации личности в социальных ситуациях и развития в них
- овладеют навыками комплексного анализа социально-психологической адаптации человека в различных социальных и возрастных ситуациях
Ход работы: студенты разбиваются на группы и готовят ответ на один из вопросов для обсуждения. Каждая группа делает устный доклад, после чего проводится фронтальный опрос по теме семинара.
Вопросы для обсуждения
1. Как происходит расширение социальной ситуации развития
в онтогенезе?
2. Что значит «быть адаптированным» в социальной среде,
обществе, культуре?
3. Покажите динамику микро- и макросоциализации. Почему
подростковая субкультура не является макросредой?
4. Объясните смысл китайского выражения: «42 года - возраст,
в котором становишься мудрым».
5.Почему К.Г.Юнг считал, что к 56-ти годам человек «должен
освободиться из плена социального Я»?
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.227-255
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.26-113, 238-259
3. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.391-424
4. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб., 2003. С.172-332
5. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182
6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35, 62-100
- Психология человека от рождения до смерти /Под.ред. Реана А.А. М., 2002. С.20-92
8. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.145-236, 308-364
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.39-385
10. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.349-377
- ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.25-51, 110-133, 163-206, 216-235, 248-260, 280-291, 315-322, 334-353, 379-392, 416-420, 481-501, 514-520, 533-547
12. Шибутани Т. Социальная психология Ростов н/Дону, 1998. С.396-507
Дополнительная литература:
1. Алмазов Б.Н. Очерки клинической психологии. Екатеринбург, 2006. С.33-99, 138-165
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.274-287
3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.48-69, 277-387
4. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.136-151
Новиков В.В. Социальная психология. М., 2003. С.122-146
- Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск VIII. М., 1998. С.4-113
- Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.34-57, 76-128, 178-190
8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под.ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1996. С.16-478
Раздел IV. Психологические механизмы регуляции социального поведения
Тема: Личность как социокультурная реальность
Задачи:
В ходе занятий студенты:
- проведут поуровневый анализ социально-психологического феномена «ответственность»
- увидят, как конкретизируется это социально-психологическое явление в формах практического исследования
- познакомятся с современными взглядами на природу человека, его жизненный путь и духовное существование.
Ход работы: студенты до семинара самостоятельно выполняют тест Роттера. Также студенты выполняют реферат монографии из списка литературы для выполнения реферата монографии. На семинаре студенты делают короткий доклад в виде резюме по реферату книги. После чего обсуждают полученные в тестировании результаты.
Вопросы для обсуждения
1. Что измеряет тест Роттера?
2. Как можно объяснить выбор шкал теста Роттера? Можно
ли предложить другие варианты?
3. Личная ответственность и локус контроля: как соотносятся
эти понятия?
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.227-255
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.26-113, 238-259
3. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.391-424
4. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб., 2003. С.172-332
5. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182
6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35, 62-100
- Психология человека от рождения до смерти /Под.ред. Реана А.А. М., 2002. С.20-92
8. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.145-236, 308-364
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.39-385
10. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.349-377
- ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.25-51, 110-133, 163-206, 216-235, 248-260, 280-291, 315-322, 334-353, 379-392, 416-420, 481-501, 514-520, 533-547
12. Шибутани Т. Социальная психология Ростов н/Дону, 1998. С.396-507
Дополнительная литература:
1. Алмазов Б.Н. Очерки клинической психологии. Екатеринбург, 2006. С.33-99, 138-165
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.274-287
3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.48-69, 277-387
4. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.136-151