Основные виды общения

 

Важными «вехами» в ориентации относительно рамок общения и в их создании служат виды и формы общения. Выбор оптимальных видов и форм общения с учетом всех особенностей конкретной ситуации – это тоже важный элемент культуры.

Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным основаниям. Н.И. Формановская выделяет следующие виды общения:

1) по цели: фатическое (то есть неинформационное) – информационное (нефатическое);

2) по знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, то есть обычно естественный национальный язык) – невербальное (несловесное – жесты, мимика и т. п.);

3) по форме языка: устное – письменное;

4) по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое;

5) по положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное;

6)по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное – непосредственное;

7) по количеству участников: межличностное – публичное – массовое;

8)по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное;

9) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное и др.

Условия достижения оптимального общения

 

На всех уровнях общения умение общаться обусловливается тремя основными составляющими:

- умениями, связанными с восприятием и пониманием другого человека, и в то же время - умением подавать себя, самовыражаться;

- умением сближать точки зрения – свою и собеседника;

- умением управлять общением. (По С.Б. Елканову). На основании изложенного дадим определение оптимальному общению.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.

Как добиться оптимального общения?

1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобы быть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя культурность проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы этого общества. Культурный человек – это личность, сознательно идущая на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.

Нормы – это инструменты для достижения оптимальности общения.

Лекция 3.

Речевая деятельность

1. Этапы и механизмы речевой деятельности

2. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности

3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

4. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности

5. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности

6. Речевые жанры

7. Текст (высказывание) как единица общения. Категории текста

8. Функциональные стили речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: