Коммуникативная сторона общения

Структура общения.

Профессиональное развитие личности

Я-концепция

Характер

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе, к другим, к деятельности и к вещам и типичный способ поведения в разных жизненных ситуациях.

Я-концепция – относительно устойчивая в большей или меньшей мере осознанная система представлений человека о самом себе.

Я-концепция включает:

1. «Образ Я» – когнитивный компонент.

2. Самооценка – эмоциональный компонент.

3. Поведенческая реакция.

1. Стадия оптанта (с 12 до 15 лет) – человек рефлексирует свои особенности: кто я, мои интересы итп. Выбор профессии.

2. Профессиональная подготовка (с 17 до 20 лет) – первичное овладевание профессией

3. Адаптация – идентификация себя с определенной профессией

4. Период повышения профессиональной компетенции

5. Этап мастерства – человек способен вносить творческий вклад в профессию, использует свою личность как средство развития профессии.

Индивид Личность
Задатки Способности
Темперамент Характер

Общение

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Итог общения – взаимное влияние людей друг на друга.

В общении выделяют три базовых категории:

1. Цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

2. Содержание – та информация, которая передается при общении

3. Средства – способы кодирования, передачи и декодирования информации.

Мотивы взаимодействия:

1. Кооперация – максимизация общего выигрыша.

2. Индивидуализм – максимизация своего выигрыша.

3. Конкуренция – максимизация своего выигрыша относительно других.

4. Альтруизм – максимизация чужого выигрыша.

5. Агрессия – минимизация чужого выигрыша.

6. Равенство – минимизация различий между своим и чужим выигрышем.

Функции общения:

1. Прагматическая – организация совместной деятельности. Предполагается, что общение возникло у человечества для решения общих задач.

2. Формирующая.

3. Функция подтверждения – человек получает информацию о себе в процессе общения, подтверждает себя итп.

4. Функция установления и поддержания межличностных отношений (в первую очередь эмоциональных).

5. Внутриличностная – речь идет об общении человека с самим собой.

Выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативная – собственно передача информации.

2. Интерактивная – обмен действиями.

3. Перцептивная (от слова перцепция – восприятие) – восприятие партнера по общению и построение его образа.

Для коммуникации необходимы два или более активных субъекта, каждый из которых обладает одинаковой или сходной системой кодирования и декодирования информации. Передача информации возможна с помощью знаковых систем.

· Вербальная коммуникация – общение с помощью системы языка.

· Невербальное общение – общение без помощи языка (системы речевых знаков)

Невербальные средства общения:

1. Визуальные – движение (кинесика), выражения лица, позы, направление взгляда, кожные реакции, пространственная организация места общения (проксемика).

2. Акустические. Качества голоса: диапазон, громкость, тональность, паузы, кашель, вздохи.

3. Тактильные – прикосновения, объятия, рукопожатия.

4. Запахи.

Роль невербального общения – контроль процесса, обсуждение межличностных отношений, придание смыслового оттенка тексту, выражение эмоций. Невербальные средства общения генетически присущи человеку, некоторые зависят от культуры. Невербальная информация расшифровывается на бессознательном уровне.

Интерактивная сторона общения

В зависимости от личной включенности можно выделить три уровня взаимодействия:

1. Деловой – людей объединяют цели совместной деятельности

2. Социально-ролевой – контакты определяются ситуативной необходимостью. Успех взаимодействия определяется знанием норм и правил. Социальная роль – нормативно одобряемый образ поведения

3. Интимно-личностный – характеризуется психологической близостью, интересом к внутреннему миру.

Типы межличностного воздействия в процессе общения:

(воздействие – целенаправленный активный процесс влияния на человека через содержание сообщения – вербальные и невербальные компоненты)

1. Императивное воздействие (реципиент – объект; на него влияет субъект – коммуникатор). Приказы, распоряжения, требования, нравоучения (стимулирование человека к деятельности без учета его желаний, потребностей). Основа авторитарного стиля управления.

2. Манипулятивный – субъектность реципиента заранее известна. Мы знаем все реакции субъекта, подталкиваем его к желаемому нам выбор. У него – иллюзия выбора. Успех такого общения определяется пониманием партнера и учетом всех видов воздействий.

3. Развивающий – два партнера как равноправные самоценные личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: