Тема 2.5 Общение на предприятиях общественного питания

Студент должен:

- иметь представление о роли общения в процессе обслуживания потребителей предприятий общественного питания.

- знать факторы детерминации человеческого поведения в профессиональном, деловом общении, субординацию, основные методы использования невербального канала в профессиональной деятельности;

- уметь использовать в профессиональной деятельности психологические приёмы влияния на собеседника, технику проведения опроса, наблюдения, беседы и процедуры посредничества.

Общение и деятельность. Общение как средство организации профессиональной деятельности. Содержание, цель и средства общения. Особенности общения на предприятиях общественного питания. Восприятие и понимание в процессе общения на предприятиях общественного питания. Правила общения с потребителями. Диалог как форма общения. Профессиональные качества персонала предприятий общественного питания. Индивидуальный подход в общении с потребителем.

Тренинг развития перцептивных и коммуникативных способностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ОБЩЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАЗЫ КОНТАКТА
ДЕТЕРМИНАНТА КАЧЕСТВО УСЛУГ
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Труд технолога общественного питания связан с организацией работы по обслуживанию потребителей. Профессии, связанные с обслуживанием людей, в соответствии с официальной классификацией относятся к типу «человек - человек», где главный объект труда - люди. Поэтому для успешной работы необходимо научиться общаться с людьми.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность». Общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. В психологии традиционно общение рассматривается вместе с такой категорией как деятельность. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека, В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект (ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения, общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы).

Вспомним, что субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б. Г. Ананьев. Он отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте - как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: