Типы отступлений от речевых норм

 

Часто приходится сталкиваться с представлениями о том, что нормы – это что-то искусственное, придуманное кем-то из ученых и навязываемое остальным людям. Это не так. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать

В этом плане норма всегда коммуникативна – она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма – это всегда средство отграничения «своих» и «чужих». В отношении речи норма выполняет те же функции.

В культуре речи выделяется три основных вида норм – этические, коммуникативные, речевые и языковые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Эти нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирований общения – к тактике.

Речевые и языковые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных, языковых и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон (особенно речи) в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично-неприлично, хорошо-плохо. Коммуникативные – удачно-неудачно, эффективно-неэффективно и т. д. Этикетные (в рамках этических и коммуникативных) – принято-непринято. Речевые – по каждому из достоинств: логично-нелогично, точно-неточно, уместно-неуместно, доступно-недоступно, разнообразно-однообразно, выразительно-невыразительно и т, д. Языковые – правильно-неправильно.

Как и за любое нарушение установленных правил, за нарушение норм следует наказание. Это наказание – коммуникативные помехи (непонимание, переакцентировка внимания на то, как человек говорит – насколько грамотно, а не на то, что он говорит). Кроме того, в качестве наказания может быть восприятие человека другими как некультурного, необразованного.

Необходимо различать речевые ошибки и намеренное отступление от языковых и речевых норм.

Культура общения и культура речи, в частности, призваны облегчить процесс общения и понимания речи, но несоблюдение норм, ошибки в большинстве случаев не только портят впечатление от речи, но и создают основу для непонимания или неправильного понимания. В то же время далеко не любое нарушение языковых норм может быть признано ошибкой. Мы исходим из того, что виды норм неодинаково влияют на успешность общения. Для нас этические и коммуникативные нормы, то есть те, которые поддерживают конструктивное неконфронтационное общение, более значимы, приоритетны по сравнению с языковыми. Главное в конструктивном общении – гармония. Поэтому далеко не всегда строгое соблюдение языковой нормы уместно – мы правильными словами или ударениями (особенно – подчеркнутыми) можем разрушить общность, подчеркнуть свое превосходство, дать понять о неравенстве и т. д., когда человек, знающий норму, делает замечание тому, кто ее нарушает, не сообразуясь ни с ситуацией в целом, и с тем, кому он это говорит.

Не могут считаться ошибками и шутки, языковая игра, когда говорящий или пишущий намеренно и оправданно отступает от норм речи, хотя прекрасно знает, как сказать правильно. В этом же ряду осознанных и нарочитых нарушений норм находится стилизация речи, пародирование особенностей какого-либо определенного лица или группы лиц (чаще всего – за счет каких-то акцентов или неправильностей) и т. п. Это все не ошибки. Такое нарушение норм возможно только «с высоты» прекрасного владения речью и при условии, что эти отступления от нормы квалифицируются и слушателями не только как намеренные, но и как оправданные.

Гораздо хуже, если норма нарушается вследствие пренебрежения правилами, по принципу: «Я знаю, что так неправильно, но это я говорю не стараясь и говорю "как все"». В таком отношении к нормам, как правило, проявляется недостаточное овладение этими нормами, отсутствие навыка делать выбор из нескольких языковых средств. Такое отношение к нормам всегда выходит за рамки культуры речи.

Следовательно, чтобы добиться хорошей речи, чтобы адекватно выражать ее смысл и свою индивидуальность, нужно хорошо знать язык, различные его средства и законы, по которым он функционирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: